Оксана Моисеева

Блеск и нищета ульяновского туризма

Сорок лет назад, 16 апреля 1970 года, генеральный секретарь Леонид Брежнев открыл в Ульяновске Мемориал, построенный к столетию нашего «земляка

№ 1» Владимира Ленина. А вместе с ним и музей одного человека под открытым небом, аналогов которому в мире не было, – мемориальную зону. Для того времени это было стопроцентное попадание в десятку – бренд «Родина Ленина» быстро вывел наш город в семерку городов мира, наиболее часто посещаемых туристами. За год город принимал порядка миллиона человек, а в сутки музеи города принимали по 40-50 туристических групп, прибывающих к нам в основном на круизных теплоходах. Но в этом расцвете, растянувшемся на три десятилетия, уже крылись зачатки будущего провала.

– Специфика ульяновского, да по большей части и вообще советского туризма в том, что как таковой въездной туризм, по сути, не развивался, – говорит начальник отдела туризма регионального департамента развития предпринимательства Владислава Слепова. – Фирмам туристов привозили, а они готовили автобусы, экскурсоводов. Так что в итоге получился не туристический бизнес, а экскурсионный. А ведь экскурсионка весь туризм никоим образом не заменит, он – лишь малая его часть.

В девяностые, на переломе эпох, наступил полный провал. Интерес к вождю мирового пролетариата резко упал и бренд «Ульяновск – родина Ленина», который до этого три десятилетия работал на регион, начал вредить.

В результате поток туристов иссяк. Новоиспеченные тур-агентства не захотели возиться с привлечением в регион туристов, их размещением, обслуживанием и дружно ринулись осваивать рынок выездного туризма, занявшись, по сути, продажей чужих турпродуктов. Во многом это было связанно с тем, что внутренний туризм – направление менее доходное, нежели внешний. Отправив двух туристов за границу, фирма заработает столько же, сколько на приеме пяти – десяти групп школьников, которые приедут в ульяновские музеи из сельских районов Чувашии, Мордовии, Ульяновской области. В итоге к середине «нулевых» туризм в Ульяновске был «скорее мертв, чем жив». Предложений от местных турфирм попросту не было. Город исчез из маршрутов круизных теплоходов, многолюдные раньше музеи ветшали, экскурсоводы уходили на пенсию или искали другое место работы. Когда четыре года назад начались первые попытки поднять туристический бизнес из руин, инициаторы столкнулись с непробиваемым стереотипом – здесь смотреть особо нечего.

– В начале нового тысячелетия мы начали переговоры с круизными компаниями о том, чтобы Ульяновск вновь появился на маршрутах, – говорит глава компании «Самараинтур» Михаил Сегал. – Нам говорили: а что там смотреть-то? Мемориал? Или многочисленные домики семьи Ульяновых? Кому это сейчас интересно? Мы отвечали, что на бренд «Родина Ильича» не претендуем. Хотя на самом деле и ленинская тема сможет заиграть новыми красками и быть интересной гостям города, если ее правильно подать. Но и без вождя мирового пролетариата в регионе масса интересного – в Поволжье по экскурсионному потенциалу ему нет равных.

В Ульяновск вновь потянулись туристы, но по сравнению с советским временем это был, конечно, тоненький ручеек. Для теплоходных групп, прибывающих по договору с «Самараинтур», была организована программа «Истории провинциального города». Музей-заповедник «Родина Ленина» уходил от своего главного бренда и представал как губернский город, сохранивший свою историческую деревянную застройку. Таким образом, Владимир Ильич терял свой статус «земляка № 1» и занимал место в плеяде имен, связанных с Симбирском и прославивших Россию: Карамзин, Гончаров, Минаев, Аксаков, Давыдов.

Плывут… и проплывают

В середине двухтысячных туризм в регионе стал потихоньку возрождаться. В 2006 году заповедник «Родина Ленина» оформил соответствующую лицензию в Федеральном агентстве по туризму и стал единственным в России музеем-заповедником, в уставе которого прописана тур-операторская деятельность.

– В последние годы мы ведем активную деятельность по пропаганде ульяновских достопримечательностей, – говорит заместитель директора по развитию Государственного исто-

рико-мемориального музея-заповедника Оксана Соловей. – В нее входит развитие новых экскурсионных маршрутов и программ, подготовка экскурсоводов, покупка туристического транспорта, участие в выставках, работа с круизными компаниями. Результаты есть. В навигацию 2006 года мы приняли только одно судно, а в 2009 году – уже 25.

Эффект от работы действительно есть, но по сравнению с несколькими десятками круизных теплоходов в день в советские времена это ничтожно мало. Еще одной причиной, сдерживающей развитие въездного туризма в регионе, стала неразвитость инфраструктуры. Причем речь идет не только о гостиницах. В первую очередь это проблемы с водными «воротами города» – речным портом.

– Речной вокзал в Ульяновск расположен так, что подняться в город пешком, честно говоря, нелегко даже здоровому человеку. Автобусы же от него до центра многие годы не ходили, поскольку были проблемы с мостом. В итоге экскурсию в Ульяновск перестали включать в стоимость тура и со временем весь круизный флот ушел из Ульяновска. Теперь расписание большинства круизных теплоходов составлено так, чтобы в этот город не заходить. И минуют они его в основном ночью, – поясняет Михаил Сегал.

По его словам, сложности у туристов возникают еще из-за того, что границы грузового и пассажирского порта совпадают, следовательно, доступ на его территорию ограничен. Туристический транспорт туда проехать не может, а сами туристы попадают в город только через «вертушку» в здании речного вокзала. А на теплоход вернуться могут, лишь предъявив документы, удостоверяющие, что они являются пассажирами круизного теплохода. Согласна с ним и Оксана Соловей:

– Естественно, такой «полувоенный» пропускной режим людям не нравится, – говорит Оксана Соловей. – И судоходные компании уже не раз нас предупреждали: если не создадите условия для нормального приема туристов, перестанем к вам заходить.

Недавно музей-заповедник обратился к правительству региона с очень интересным предложением: оборудовать причал специально для круизных судов на левом берегу Волги. Таким образом проблемы с речным портом были бы сняты. Кроме того, эксперты считают, что в этом случае заметно возрастет интерес к Ульяновску со стороны потенциальных туристов. Ведь знакомство с городом начиналось бы тогда с путешествия по современному и одному из самых больших в Европе мостов через реку.

Уйти от «ненавязчивого сервиса»

С экономической точки зрения региону особенно интересен турист, останавливающийся с ночевкой, – так называемый ночующий. В среднем он оставляет в регионе тысячу рублей в сутки – и это без учета проживания. В этом смысле нашему региону пока особо похвастаться нечем.

– Туристский потенциал Ульяновской области используется далеко не в полной мере, – утверждает министр экономики Ульяновской области Олег Асмус. – В 2009 году Ульяновскую область посетили чуть боле 100 тыс. туристов (из них около

3000 – иностранные туристы), при соответствующем уровне развития инфраструктуры туризма и туристского сервиса Ульяновская область сможет принимать до 5 млн. туристов в год. Средняя продолжительность пребывания туриста на территории Ульяновской области составляет 2,5 суток, при развитии инфраструктуры оздоровительного туризма этот показатель можно увеличить до 8 суток, что даст несравнимо больший эффект от деятельности отрасли.

В последние годы власти региона начали проявлять активный интерес к развитию туристической сферы Ульяновска. Губернатор Сергей Морозов не раз подчеркивал, что считает эту сферу деятельности одним из приоритетных направлений. В 2007 году впервые за многие годы в областном бюджете были выделены средства на развитие въездного туризма. Интерес власти вылился в ряд законотворческих актов. 1 марта был подписан областной закон «О некоторых мерах по развитию туристской деятельности на территории Ульяновской области». А чуть больше месяца назад областным правительством была утверждена концепция областной целевой программы «Развитие туризма в Ульяновской области на 2011-2015 годы». Этот документ предусматривает создание в регионе системы государственно-частного партнёрства в сфере туристской отрасли, которая будет отвечать всем российским и международным стандартам качества предоставляемых услуг. Авторы концепции предлагают посмотреть на туризм как на действенный механизм развития территории. Его развитие будет способствовать повышению рыночной стоимости земли, и, следовательно, повысит привлекательность территории для инвесторов и бизнеса. Кроме того, развитие туризма может создать массу дополнительных рабочих мест – ведь он и сопряжённая с ним сфера услуг в большей степени зависят от человеческого и социального фактора. Не секрет, что инфраструктура, связанная с обслуживанием туристов, в нашем регионе ушла от деревянных домиков с удобствами на улице и пресловутого «ненавязчивого советского сервиса» весьма недалеко. Конечно, речь не о крупных городах области, но ведь большинство памятников природы расположено отнюдь не в центре Ульяновска.

– Выбирая место для отдыха, большинство людей в первую очередь хотят именно отдохнуть, – говорит Владислава Слепова. – Жить в комфортных условиях, хорошо питаться, купаться на оборудованных всем необходимым чистых пляжах. Вопрос «Что посмотреть?» возникает уже потом, он вторичен. Можно сколько угодно расписывать достоинства Белого озера или Сенгилеевских гор. Но пока там для отдыха предлагают деревянный домик или даже стандартный номер в пансионате, никакой поток туристов туда не хлынет, тем более в межсезонье. А круглогодичных туристических современных комплексов с крытыми бассейнами, СПА-салонами и прочими «наворотами» в нашем регионе пока нет.

Тем не менее, развитие инфраструктуры, обслуживающей гостей города, уже началось. На днях в Ульяновске состоялось торжественное мероприятие по закладке первого камня в строительство отеля «Хилтон Гарден Инн». Проект предполагает создание гостиницы и торгово-развлекательного центра. Первых клиентов отель будет готов принять в 2012 году. А к 2014 году планируется запустить работу гостиничного комплекса на полную мощность. В гостинице планируется поместить 175 комфортабельных номеров, бизнес-центр и конференц-зал. Кроме того, в регионе скоро начнется строительство нескольких малоэтажных отелей в рамках проекта Ростуризма и Ассоциации туроператоров России.

Ремесленники – в «Центр», аграрии – на «Берег»

Однако можно сказать, что Ульяновская область в плане туризма уже движется в нужном направлении. В концепции развития туризма, о которой говорилось выше, прописано также создание современных туристско-рекреационных площадок на территории Ульяновской области. Планируется, что зоны, в которых активизируется развитие малого и среднего бизнеса и личных подсобных хозяйств, станут точками роста муниципальных образований региона. Финансирование этого направления предполагается осуществлять преимущественно за счет внебюджетных средств. Бюджетные средства будут направлены на подготовку инфраструктуры основных инвестиционных площадок. При этом при создании зон планируется объединить усилия региональной и муниципальной власти, бизнеса на основе общих экономических интересов – повышения рыночной стоимости земель, отводимых под реализацию проектов. И эти проекты уже имеют реальное воплощение в жизни. Начали создаваться два таких территориально-экономических туристических комплекса. В деревне Новая Беденьга Ульяновского района с 2007 года работает уникальный «Центр ремесел», аналогов которому в России пока нет. Он представляет собой уникальный объект производственного туризма, который в последнее время становится все более востребованным. Это многофункциональный выставочно-производственный и деловой комплекс малого предпринимательства и ремесленничества,

своеобразный бизнес-инкубатор с комфортабельным гостиничным комплексом. По словам автора проекта и руководителя Ремесленной палаты Андрея Натариуса, они позиционируют центр как место для культурного, научного и семейного отдыха:

– Наши гости смогут получить у нас то, чего никогда не делали в своей повседневной жизни. Они могут обучаться ремесленному мастерству – испытать себя в роли гончара или камнетеса и даже поучаствовать в настоящих археологических раскопках, поскольку осенью 2008 года на прилегающей территории были обнаружены остатки древнего поселения.

В эту же туристско-рекреационную зону замечательно вписываются Ундоры – уникальная «земля динозавров» с палеонтологическим музеем, минеральными источниками и знаменитым курортом. Вторая зона расположена в Старомайнском районе. Его «сердце» – комплекс «Русский берег», который представляет собой другую ветвь очень популярного сейчас вида туризма – агропромышленного.

– Агротуризм сейчас необычайно популярен в Европе, – говорит хозяин «Русского берега» Сергей Лаковский. – Например, в Германии 40 процентов жителей отдыхают не за границей, а «на деревне у дедушки».

«Русский берег» – это отдых в формате эко-деревни, где имеется собственное многоотраслевое фермерское хозяйство, обеспечивающее натуральными продуктами жителей и гостей комплекса. Недавно комплекс начал принимать отдыхающих в круглогодичном режиме, а свой первый сезон 2009 года Лаковский завершил с чистой прибылью, которую вложил в дальнейшее развитие проекта. Преференции туристкой рекреационной зоны, на которые претендует «Русский Берег», позволят расширить границы проекта с 30 га до 500. Этот проект, как и «Центр ремесел» включен в заявку региона в Федеральную целевую программу «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы».

Кстати

В основном на ульяновском туристическом рынке действуют турагентства, с учётом сезонных колебаний (к летнем сезону открывается порядка 20 «сезонных турагентств») 90-110 турагентств.

Туроператоров, которые работают только на внутреннем туризме, в регионе всего 5.

3 из них (ООО «Ульяновское бюро путешествий и экскурсий», ООО «Туристическое агентство «Голубка» и Ульяновская детская общественная организация туризма) записаны в Едином федеральном реестре туроператоров.

Остальные 2 (Ульяновское ПАТП-1 и ООО «ВолгаКруизСервис») находятся в процессе регистрации в реестре.

Совокупное заселение гостиниц и санаториев составляет порядка 100 тыс. человек в год. Эта цифра остается практически неизменной три года.

Рост прошёл по количеству заселений в гостиницы иностранных граждан. По заселению российских граждан есть «закрытый сектор» – сложно получить информацию о приезжих, разместившихся на квартирах. По результатам разговоров с владельцами съёмных квартир, спрос на их услуги регулярно растёт. Кроме того, повышается заселяемость минигостиниц, что «отбивает» клиентуру у крупных гостиниц.

Есть мнение

Самый главный дефицит в туризме Ульяновской области – это предпринимательский ресурс в сфере создания и продаж турпродукта. Инфраструктурщик не должен заниматься продажами. Это – другой бизнес.

Владислава Слепова, начальник отдела туризма Департамента развития предпринимательства правительства Ульяновской области:

– Помогать всем – значит не получать отдачи ни от кого, – уверена Владислава Слепова. – Поддержку в виде налоговых льгот, информационной поддержки получат только те, кто доказал, что имеет на нее право. Для обеих зон уже найдены основные инвесторы. При должной государственной поддержке мы сможем не только эффективно развивать туризм в регионе, но и привлекать под него дополнительные инвестиции на основе государственно-частного партнерства. Планируется, что каждый вложенный рубль из областного бюджета Ульяновской области позволит привлечь не менее 8 рублей частных инвестиций в развитие инфраструктуры и сервиса въездного и внутреннего туризма в Ульяновской области. Это один из самых высоких показателей в России. Потенциально к 2020 году Ульяновская область может войти в первую пятёрку самых популярных регионов России, посещаемых туристами.