Анастасия Ерёмина

В Ульяновской мэрии уверены: через четыре года город преобразится.

2010 год стал особым для Ульяновска – как по количеству пережитых природных аномалий, так и по степени участия города в ответственных и масштабных федеральных программах. Подводя промежуточные итоги года, о неуклонно растущем городском бюджете, «болевых точках» сегодняшнего дня и прорывных направлениях дня завтрашнего размышляет первый заместитель главы города Ульяновска Сергей Панчин.

– Сергей Сергеевич, давайте представим: прошло десять лет, готовится сборник воспоминаний о событиях начала века в Ульяновске. О чём, по-вашему, стоит упомянуть, вспоминая 2010-й год?

– Если сравнивать текущий год с самым началом 2000-х, разница колоссальная. Могу сказать это даже по себе. В 2001 году, после того как команда Горячева проиграла выборы, я стал безработным, стоял на бирже труда, поэтому обо всём происходящем в городе я знал не как представитель власти, а как рядовой горожанин. Тогда развитие города и области приостановилось. Все прекрасно помнят, как не ходили трамваи, как не было освещения, как мы жили без горячей воды. Вот вам только один факт – тогда на ремонт и содержание дорог тратилось всего 9 млн. рублей. Сегодня эти цифры в 40 раз больше! И я не хочу льстить Сергею Ивановичу Морозову, но позитивный отсчёт в новейшей истории Ульяновска мы ведём с 2005 года, когда он стал губернатором. Люди ощутили на себе ту стабильность, которой он и его команда стали добиваться. Заработала промышленность, люди начали получать зарплату, стало развиваться строительство жилья… Если же говорить о настоящем, то ни для кого не секрет, что 2009 год стал для всей страны годом кризиса. Естественно, было несколько приостановлено движение вперёд, люди и промышленные предприятия выбирались из этой ямы. Я в то время работал директором «Ульяновскводоканала» и ощущал это как руководитель трехтысячного коллектива. Но, прожив 2010-й год, я должен отметить, что Ульяновская область вышла из кризиса без больших потерь. Ульяновск не ощутил его на себе в полной мере. Работала промышленность, строилось жильё, детские сады принимали детей. И только посмотрите, как много мы сделали в этом году в процессе строительства и ремонта дорог. Мы наконец-то капитально отремонтировали мост «Императорский» и сделали это качественно и в срок. Посмотрите на ул. Гончарова – как долго мы к ней не подходили. Думаю, такого масштаба строительства город не видел с 70-х годов. Я помню, тогда сдавался Мемцентр, и приезжал Леонид Ильич Брежнев. В этом году похожий «переворот» начался с приходом Александра Пинкова и его команды. То, что главой города стал человек, бывший постоянным членом команды губернатора, очень важно. Предыдущие губернаторы нередко «воевали» с мэрами, а в результате заложниками оставались горожане. Я же убеждён, что положительные результаты даёт лишь сотрудничество областных и городских властей. Ещё одна немаловажная деталь уходящего года – мы закупили много новой техники для обслуживания дорожного хозяйства, пустили на маршруты, связывающие Засвияжье и Заволжье, 11 новых автобусов марки ЛИАЗ.

– То есть, по вашим словам, 2010-й год стал для Ульяновска годом перемен?

– Можно и так сказать. Конечно, не обошлось и без негатива. Много хлопот нам доставили природные явления. Но, критикуя действия мэрии, многие не хотят брать во внимание тот факт, что таких аномалий на нашей территории ещё не было. Столь великой засухи город не видел даже в печально известном 1972-м году. Тем не менее город с ней справился. Транспорт ходил, питание было, все погибшие деревья мы уже заменили новыми элитными сортами берёзы, рябины и липы. Второй удар природных аномалий произошёл буквально недавно. Сначала выпала месячная норма осадков, а следом пошёл дождь. От обледенения в городе упало более тысячи деревьев, что повлекло за собой массовый порыв проводов. И всё-таки в Ульяновске было всего две ночи – 7 и 8 декабря – когда частично не работало уличное освещение. Всего по обрыву проводов было подано около 700 заявок. Мы мобилизовали все силы, организовали круглосуточную работу. И, должен отметить, в городе не было домов, где люди сидели бы без электричества хотя бы сутки. Кроме того, мы нашли возможность отправить девять бригад в районы, пострадавшие от стихии. То есть мы не только справились с ситуацией в Ульяновске, но и помогли области. Впрочем, когда в июле мы ликвидировали последствия урагана, нам помогала область – региональные власти прислали лесорубов, выделили 5 млн. рублей на уборку деревьев. Словом, всё это – и засуха, и снегопады, и ураган, конечно же, сказывалось на жизни людей. Но мне хотелось бы сказать большое спасибо горожанам за то, что они в этих условиях относятся к ситуации терпимо и во многих случаях сами помогают нам.

– Непогода особо остро поставила вопрос уборки городских улиц. Как, по-вашему, город справился с ситуацией?

– Знаете, когда город засыпало снегом, мы столкнулись с серьёзной проблемой – вдоль обочин дорог стояло несчётное число автомобилей. Выпустить в этих условиях дорожную технику просто не представлялось возможным. Даже когда на проспекте Нариманова упал световой столб, в нашу ремонтную машину умудрился врезаться водитель легкового автомобиля. Но я понимаю, что для горожан это не столь важно. Их прежде всего интересуют чистые, сухие дороги и тротуары, по которым можно ходить, не испытывая неудобств. Я с ними согласен, поэтому готов признать наши ошибки и то, что мы к ситуации оказались не готовы. Сейчас ситуацию с обледенением мэр взял под личный контроль. Для того, чтобы избавить город от ледяной корки, формируется дополнительный кадровый состав на МУП «Ульяновскдорремсервис». Было принято решение, что все 166 машин предприятия должны работать круглосуточно, то есть на каждую единицу техники должно приходиться по два человека. Чтобы привлечь работников, мы существенно подняли уровень зарплаты. Сейчас при добросовестном отношении к работе любой из водителей может заработать от 25 до 30 тысяч рублей. Что же касается очистки внутридомовых территорий, то тут следует вспомнить, что 60 процентов жилья в Ульяновске находится в ведении управляющих компаний, из них 97 процентов квартир приватизированы. Однако если мы идём мимо частного дома – его хозяин сам чистит своё крыльцо, а вот жильцы многоэтажек считают, что решать этот вопрос должно государство. Кстати, мы узнали, что во многих ТСЖ даже нет дворника. Поэтому здесь претензии к властям безосновательны. Мы виноваты лишь в том, что не применяем меры административного воздействия, в том числе и штрафные санкции. В данной ситуации свою «беззубость» проявляют главы районов. В наступающем году мы должны перевернуть мышление населения через институт старших по домам. Жильцы должны научиться не только требовать что-то, но и задумываться, за счёт кого и чего проблемы должны решаться. Да, мы воспринимаем критику, но скоро будем и требовать, и к этому надо готовиться.

– Сергей Сергеевич, какие средства были потрачены в этом году на ремонт дорог? Что мэрия планирует делать в этом направлении на будущий год?

– На ремонт дорог в 2010 году город потратил 362 млн. рублей. И вы знаете, напор мэра в этой сфере не может не удивлять: на следующий год мы намерены потратить на благоустройство и ремонт дорог 1 млрд. 600 млн. рублей. На эти средства мы не только продолжим ремонт магистралей, но и ко Дню города преобразим бульвар Венец: установим там два красивых фонтана, полностью поменяем ограду, положим новый асфальт. Кстати, в эту сумму входят почти 500 млн. рублей федеральных денег – когда в Ульяновск приезжал спикер Госдумы Борис Грызлов, он стал свидетелем масштабной реставрации сквера Гончарова и, видя, как мы осваиваем муниципальные средства, стал инициатором выделения нам финансовой помощи. 320 млн. рублей из федеральных денег пойдёт на благоустройство внутридворовых территорий. Параллельно будем снимать вопросы парковок. К тому же если во дворах появятся заездные карманы, люди не будут заезжать на газоны и ставить машины на тротуарах.

– А муниципальные автостоянки в Ульяновске появятся?

– Да, мы планируем, что ко Дню города их будет более 20-ти. По поручению Александра Пинкова я руковожу этим проектом. Каждую субботу мы объезжаем районы, определяем площадки для будущих парковок. Это не значит, что мы начнём отбирать участки у людей, которые легально занимаются парковочным бизнесом, мы идём по другому пути. Будем создавать условия, которые будут лучше, чем на частных парковках или стихийных стоянках. Это будут территории с асфальтовым покрытием, ограждением, освещением, охраной и более низкой ценой. Открывая стоянки, мэрия не пытается заработать, наша цель – решить проблему.

– Какие мероприятия муниципалитет запланировал для решения транспортной проблемы?

– Я уже начал говорить о том, что в 2010 году мы закупили 11 новых автобусов большей вместимости. Сейчас на очереди 40 новых трамваев. Планируем закупить их в следующем году. Также городской парк пополнится 20-ю новыми троллейбусами. Кроме этого, мы поставили задачу перед частными перевозчиками – постепенно заметить «газели» на более вместительный транспорт. Отрадно, что они уже идут нам навстречу. Полностью перейти на автобусы большей вместимости мы планируем в течение трёх лет.

– Сергей Сергеевич, в этом году очень много разговоров ходило вокруг реализации в регионе ФЗ № 185. Как, на ваш взгляд, можно оценить итоги капитального ремонта жилья в Ульяновске?

– То, что в нашу область поступили эти 907 млн. рублей, по-моему, всецелая заслуга губернатора и его команды. Некоторым регионам просто-напросто не дали этих денег, а мы – только задумайтесь! – получили почти миллиард рублей. В свете этого неприятно осознавать, что о тех проблемах, которые возникли в ходе капремонта, говорят все, но зато об очевидных плюсах почему-то молчат. Между тем и мэр, и губернатор лично объезжали дома. И по большинству адресов нас встречали довольные и благодарные жильцы. Конечно, недобросовестные подрядчики есть, но мы отстраняли их от работ. В итоге ремонт мы всё-таки завершили в сроки. Теперь наша задача – отчитаться перед фондом о правильном использовании денег и получить средства на следующий год.

– Есть ли надежда, что в следующем году будет продолжено переселение из ветхого и аварийного жилья?

– Этот вопрос сейчас прорабатывается, но конкретно сказать ничего не могу, поскольку ещё не сформирована федеральная программа по переселению из ветхого фонда. Хотя установка на это дана: будучи на Камчатке, президент Дмитрий Медведев отметил, что старые дома надо не латать, а сносить, и деньги вкладывать именно в строительство.

– Кстати, стало заметно, что Ульяновск всё чаще участвует в различных федеральных проектах. С чем, по вашему мнению, это связано?

– Давайте просто рассуждать. Раньше у нашего региона был бренд – родина Ленина. Потом он перестал быть востребованным. Появилась необходимость другим способом привлечь внимание к Ульяновской области. Все мы слышали послание президента Федеральному Собранию, где он позитивно отмечает Ульяновскую область. Думаю, это как раз тот эффект, которого нам бы хотелось добиться. Этому можно только радоваться.

– До нового года осталась неделя. Что бы вы пожелали себе и нашим читателям?

– Наша задача – за четыре года преобразить город. Мы это пообещали, и значит мы это сделаем. Поэтому хотелось бы, чтобы в новом году осуществлялись все планы, которые мы наметили. Чтобы нашу работу оценили, но не по словам и обещаниям, а по тому, как изменился город. Хотелось бы, чтобы в жизни ульяновцев было больше позитива. Ну и, конечно, чтобы все были здоровы!