Изучив намерение ульяновских властей изменить с 2011 года порядок расчета арендной платы за сдаваемую городскую недвижимость, мы установили, во-первых, что наши ближайшие соседи – города Казань и Чебоксары этот новый порядок либо не вводят вообще, либо вводят, но совсем не так, как в Ульяновске, а во-вторых, что идентично нашему нововведение осуществлено в Самаре. Думаем, что и заказчик в обоих городах – один и тот же, имеющий целью увод крупной суммы денег из бюджета.

Сделать предполагается следующее: существующий сегодня порядок расчета арендной платы на основе формулы со своими коэффициентами для каждого района Ульяновска собираются заменить определением размера арендной платы на основе оценки договоров «независимым» оценщиком. Оценке подлежат все действующие договоры об аренде, а их в Ульяновске – больше двух тысяч. Можно понять обеспокоенность предпринимателей, подозревающих, что плату планируют повысить, и еще опасающихся своеволия «независимых» оценщиков, которые будут, скорее всего, провоцировать арендаторов на дачу взяток, дабы повышение не оказалось зашкаливающим.

Мы уже подвергали это решение Ульяновской Городской Думы критике за его явную коррупциогенность, связанную с появлением между арендодателем и арендатором третьего лица в виде оценщика, который может оценивать объект и так, и этак.

Публиковали мы и обращение объединения предпринимателей к председателю Думы Василию Гвоздеву и мэру Александру Пинкову с призывом приостановить вступление решения №89 от 29.09.2010 г. в силу. Ответов на обращение редакция не получила пока ни от Гвоздева, ни от Пинкова.

Тем временем мы провели небольшое расследование, пытаясь понять, как с этими вопросами дело обстоит у наших соседей – в Казани, Чебоксарах и Самаре. С появлением интернета проведение таких расследований значительно облегчилось. Так вот, на сайте Казанской Городской Думы мы нашли «Порядок предоставления в аренду объектов муниципального нежилого фонда» (№8-45 от 23.12.2009 г.).

Порядок этот аналогичен действующему до сих пор ульяновскому – с формулой расчета арендной платы и коэффициентами. Упоминания об оценщиках и Законе «Об оценочной деятельности» в документе отсутствуют, что и неудивительно – Татарстан относится к наименее коррумпированным субъектам Российской Федерации.

Порядок аренды нежилых помещений в Чебоксарах был утвержден в новой редакции решением Горсовета №42 от 25 ноября 2010 года, то есть только что. Упоминание об оценке в преамбуле документа также отсутствует, но в его тексте отсылка на «законодательство об оценочной деятельности» есть. В пункте 4.3 записано: «Размер арендной платы… определяется в результате проведения оценки рыночной стоимости арендной платы…». Вроде бы так же, как и у нас, если бы не заключительная глава решения Чебоксарского Горсовета. Называется она «Переходные положения».

Пункт 7.1 этой главы гласит: «Установленный настоящим Положением порядок расчета размера арендной платы распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в законную силу настоящего Положения». Еще четче эта норма оговорена в пункте 7.2: «Правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Положения, регулируются на условиях ранее заключенных договоров, в т.ч. по порядку изменения размера арендной платы».

В отличие от ульяновских, чебоксарские депутаты позаботились, принимая решение, как минимум о трех вещах. Первое: о спокойствии городского предпринимательства – оставив действующие договоры аренды в силе, депутаты не стали устраивать хаос в этой сфере и трепать арендаторам нервы.

Второе: о сохранности городского бюджета – переоценка всех имеющихся договоров обошлась бы городской казне в сотни миллионов рублей. Здесь Горсовет позаботился заодно и об интересах избирателей, из денег которых формируется бюджет. Третье: о минимизации коррупционного фактора при введении в действие нового порядка сдачи площадей в аренду. Простор для коррупции переходными положениями был кардинально сужен.

Наотмашь, как и у нас, сработали депутаты Самарской Городской Думы, внеся аналогичные ульяновским изменения в порядок расчета арендной платы. Изменили порядок в Самаре на полтора года раньше – решением №718 от 29 марта 2009 года. Ульяновская Дума, принимая документ №89 от 29.09.2010 г., оговорила в его преамбуле, что делает это в ответ на представление и.о. прокурора Ленинского района.

Но не только. Еще она упомянула о письме мэра Александра Пинкова, попросившего Думу о том же. А это уже полное совпадение с самарской процедурой.

Там не было прокурорского представления, но была просьба мэра Виктора Тархова, теперь уже бывшего. Вопрос в том, кто попросил об этом самих Тархова и Пинкова. От Тархова и проведем гипотетическую параллель к Пинкову.

Мэром Самары Виктор Тархов стал в свое время с помощью нескольких финансово-промышленных групп, среди которых были и те, кто уже шесть лет ощипывает Ульяновскую область.

Одна из этих ФПГ, думаю, и иниции ровала изменение порядка сдачи недвижимости в аренду. Мотив мог быть только один – передача рынка оценки в руки подконтрольных фирм. Рынок, повторюсь, огромен, он исчисляется в сотнях миллионов рублей, которые пойдут оценщикам из бюджета. При этом показательно, что под оценку подводятся не только новые, как в Чебоксарах, договоры аренды, но и действующие.

Подозреваю, что та же ФПГ провернула операцию на предполагаемые миллионы и в Ульяновске. И решения обеих Дум, и Самарской, и Ульяновской, кстати, почти совпадают по тексту.

Непонятна в связи с этим позиция наших депутатов. Опыт Казани свидетельствует, что оценка при определении размера арендной платы необязательна. Опыт Чебоксар говорит о том, что возможна и оценка, но лишь вновь заключаемых договоров аренды, а на уже действующие нововведение не распространяется. Почему из всех вариантов решения наша Дума выбрала самый варварский и беспощадный? Как к арендаторам, так и к бюджету? Присоединяясь к упомянутому обращению предпринимателей, мы еще раз просим и мэра, и Думу не вводить решение №89 в силу, и либо отменить его, вернувшись к действующему порядку определения размера арендной платы, либо ограничить временными рамками, отнеся к его компетенции только вновь заключаемые договоры.

Юрий Кашинский