Виктор Никитин

Трудно в это поверить, но число россиян, имеющих сады, огороды и дачные участки, составляет сегодня более 50 миллионов человек. Только в Ульяновской области зарегистрировано 238 садовых некоммерческих объединений, 164 тысячи дачных и садовых участков общей площадью 12 тысяч гектаров, на которых трудятся более 500 тысяч человек или 38% от общей численности населения региона. Армия, которой нет больше ни в одной стране мира.

Причём выделить из них какую-то одну, самую мощную по составу категорию, практически невозможно. Потому, хотя бы, что к садоводам причисляют себя люди всех возрастов, профессий, конфессий и уровня благосостояния. Они настолько привержены своему делу, что, в среднем, проживают на территории садового участка не менее двух месяцев в году, а многие, таких становится всё больше, и круглогодично.

Есть у них одно общее и объединяющее начало: проблемы. Их назвал руководитель аппарата Президиума общероссийской общественной организации «Союз садоводов России» Игорь Ердяков, принимавший участие в областном селекторном совещании по вопросам АПК и проведения «Года садовода – 2011». Они таковы.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. Во многих садоводческих товариществах (СТ) не бывают бригады «скорой помощи». Чтобы получить медицинскую поддержку или купить лекарства, садоводы вынуждены ездить в населённые пункты, которые порой находятся за несколько десятков километров от их участков.

ТРАНСПОРТ. Садоводы не всегда имеют возможность добираться до своих садовых участков из-за отсутствия автобусов, льготных тарифов на проезд в дачный сезон, плохого состояния дорог.

ТОРГОВЛЯ. Владельцы садовых участков вынуждены привозить с собой из города продукты питания: в СТ нет продовольственных магазинов или хотя бы киосков.

Одновременно с этим отсутствует единая система закупок и реализации излишков произведённой на садовых участках продукции.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ. До сих пор большинство садоводческих товариществ не имеют систем водоснабжения, канализации, газоснабжения, не электрифицированы. За присоединение к электросетям с садоводов берут огромные деньги. За потреблённую электроэнергию они платят в четыре раза больше, чем жители села, хотя находятся с ними на одной территории. Отсутствуют предприятия, обслуживающие садоводов в сфере уборки территорий от мусора.

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ. Как показывает практика, их можно получить только по месту жительства, а не по месту нахождения СТ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. Здесь у нас тоже не всё в порядке. Требуется вносить изменения по вопросам землепользования, «дачной амнистии» и ещё целому ряду нормативно-правовых актов. Отсутствует единая система оказания садоводам квалифицированной юридической помощи. Усложнена система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. Государство выделяет СТ под строительство землю, относящуюся, как правило, к категории неугодий. Садоводы успешно осваивают её, превращая в угодья. После того, как ценность земли улучшается, государство повышает её кадастровую стоимость, следовательно, и налоги на землю в 10-18 раз каждые четыре года, что абсолютно не соответствует уровню инфляции в России за это время. Такая политика не мотивирует садоводов на обустройство и улучшение выделенной им земли. У них возникает чувство социальной незащищённости, возмущения действиями органов государственной власти. Между тем речь идёт о занятости населения за счёт создания рабочих мест в системе социальной потребительской кооперации, обеспечении благоприятных условий для жизни людей и развития садоводческих домохозяйств, но, главное, снижении социальной напряжённости, увеличении налогооблагаемой базы, решении проблемы продовольственной безопасности.

Сразу хотелось бы сказать о том, что ориентирование на нужды рядовых граждан, конечно же, полезно. Но было бы ещё лучше, если бы такая тенденция сочеталась с нуждами государственного масштаба. Речь идёт о развитии промышленного садоводства. Было время, когда эта отрасль в нашем государстве работала совсем даже неплохо. По крайней мере, всякие там соки, джемы, повидло, компоты и прочие садово-огородные прелести, натуральные и полезные, наличествовали на полках всех без исключения магазинов – от городских универсамов до сельпо. Российское яблоко давно в дефиците, приходится налегать на импорт. А если и появляется что-то отечественное, то, опять же, со стороны, даже из соседней Пензы. Своего, симбирского, что-то не наблюдается.

Возникает вполне резонный вопрос: есть ли шанс вернуть утраченные позиции. Увы и ах! По оценкам специалистов и экспертов такой шанс в обозримом будущем очень невелик. Без целенаправленной поддержки государства, стабильного делового климата, политической воли это невозможно. И то, и другое, и третье у нас или напрочь отсутствует или находится в зародышевом состоянии. До Белоруссии, где всего за пять лет реализовали программу развития плодоводства, причём с применением современных сортов и технологий, нам очень далеко.

Остаётся одно: за неимением большего довольствоваться малым. На упомянутом совещании губернатор области Сергей Морозов поручил региональному Министерству экономики и ЖКХ проработать вопрос о возможности передачи инфраструктуры на территории СТ, а это системы водоснабжения, дороги, ЛЭП, специализированным организациям или муниципальным образованиям.

Одновременно с этим при Минсельхозе области будет создан центр координации работы по садоводству и огородничеству.

В свою очередь, на департамент госимущества и земельных отношений возложена задача разработать предложения по выделению здания или помещения под «Дом садовода».

Лиха беда – начало. Нет промышленного садоводства, попробуем на первых порах обойтись малыми силами. Лишь бы чиновники не подкачали. А садоводы не подведут.