Каждый день я думаю об имидже области. Бывает что по нескольку раз. Происходит это всегда на одном месте – у ямы на мосту через Свиягу в сторону Московское шоссе – Минаева. Яма очень непростая – она вынуждает водителя перестраиваться при движении по своему ряду и, окруженная наледями, делает этот процесс очень для него некомфортным. Мысль у меня при этом всегда одна: что же подумают гости города? Что будет с нашим имиджем (сарказм)!? Уверен, что у этой ямы их мысли обретают невыразимую литературным языком форму.

Я далек от того, чтобы облекать тему дорог в сугубо критиканскую форму. Хотелось бы поговорить и разобраться. Еще весной, меня как руководителя инициативного общества Автомобилисты Ульяновска и автора критических публикаций пригласили сразу на несколько заседаний, посвященных ульяновским дорогам. Были озвучены очень серьезные цифры, прессе была представлена новая команда профессионалов, людей с профильным образованием. В том числе говорилось и о новой технике, закупленной под расчистку дорог и о новых технологиях ремонта и ухода (реагенты и прочая). Было гарантировано, что коллапс прошлой зимы больше не повторится. Назвать иначе, то что произошло в городе в декабре и то, что до сих пор местами творится на дорогах области я не могу. Не буду сваливать все в кучу и разделю тему на 4 линии.

Во первых. К городским дорожникам. Я, как человек проезжающий по городу ежедневно и по самым различным направлениям не один десяток километров могу уверенно заявить: никакого текущего оперативного ремонта зимой не проводится. Потрудиться над тем, чтобы присыпать камушками до весны яму, видимо, некому. Это 100%

Во вторых. По уборке. Здесь вопрос сложнее и местами напоминает авантюрный роман. Техника была закуплена весной-летом. Сегодня мы её видим на улицах города (наконец). Но её запуск с начала зимы по проблемности и драматургии напоминал запуск американских космических челноков. Я не думаю, что это происходило из за сопоставимой сложности техники. Проблемы – в компетенциях и ответственности конкретных руководителей. Или отсутствии у них этих качеств. Вспомним декабрь. Зима, как обычно, начинается неожиданно. И, как принято в последние годы, с долей экстрима. Этой зимой форс-мажорными обстоятельствами послужили так называемые «ледяные ливни» и вполне приличные снегопады. И поначалу, пробираясь по городу все равно – пешком или на автомобиле, я, простите, охреневал. Соответствующие городские службы, как и в прошлые годы не работали вообще. Помните на Улпрессе был объявлен клич кто видел на дорогах трактор? Так вот я декабрьских неделю-полторы-две их не видел вообще! Кто то видел одинокие «Беларусь». Новой техники город в декабре не увидел. Собственно в тот момент, для которого она и закупалась. Как выяснилось позже – на технику просто не было водителей, и она простаивала. Судорожный их поиск начался уже к концу месяца. Насколько я понял, произошло следующее. Природный форс мажор совпал с отсутствием в городе Мэра. Службы, ответственные за уборку, по старой доброй ульяновской традиции решили бороться с непогодой, ожидая подхода основных сил – весны. Так город прожил основную атаку непогоды. Мэр, как сторонник другого отношения к своим обязанностям, по возвращении впал в гнев и устроил подчиненным настоящий разгон. Помнится, в обращении к ним на аппаратном прозвучали слова: «это как же нужно не любить собственный город!?» Кстати, присоединяюсь. Только после полученного пинка (!) началась организация работ, поиск водителей и вывод на улицы города новой техники. К середине зимы дороги пришли в состояние, которое потянет на очень вялую троечку. Наледи, образовавшиеся в первые недели простоя, будут радовать нас уже до весны. По основным трассам стало возможно передвигаться. Уже хорошо.

Третий пункт. Качество областных дорог. Каждый российский автомобилист знает: качество российских дорог до полярного варьируется в зависимости от региона. Я проехал регионов с 30 и могу сказать, что в моем рейтинге на одном полюсе Саратов – на другом, естественно, Москва (которую справедливо из рейтинга исключить вообще). Ульяновская область тяготеет к нижней части списка. Зависит это от многих факторов. Но дороги в Ульяновской области плохие – и решать этот вопрос нужно системно. Тем более на фоне «Культурной столицы СНГ» и конкурса за «Культурную столицу Европы». Город – это не поселение, заканчивающееся табличкой, город – это сложный инфраструктурный узел. И состояние дорог области – один из важнейших пунктов в том числе и общего имиджа. Я прекрасно понимаю, что этот вопрос не так прост и чрезвычайно капиталоемок. Но его нужно и давно пора ставить!

По четвертому пункту вопрос ответственности служб стоит острее. Есть у нас дорога Ульяновск-Самара. В этом году она стала для водителей самой любимой иллюстрацией для того, как сходятся два мира, две ответственности. Про самарскую часть трассы водители говорят «как летом». При въезде в Ульяновскую область попадаешь в измененную реальность. Каюсь, пересекая границу, тоже срывался на мат. Мы беднее, да. Но не до такой же степени безответственности. Я не знаю, в чьих компетенциях областные дороги. Заметно, что качество работ по уборке варьируется в зависимости от района. Но местами этой зимой некоторые участки стали просто непроходимы. Например, по линии Чердаклы – Белый Яр в декабре я ехал со скоростью 40 км/ч и при этом не без риска. Сплошное ледяное полотно, с неровным рельефом, чуть присыпанное снегом – самый коварный вариант для водителя.

Я прекрасно понимаю что все четыре пункта находятся в разных компетенциях. Но я уверен, что назрела постановка вопроса по системному подходу к совокупности этих проблем. И дело даже не в том сколько в области водителей. Дороги – это кровеносная система. И если система работает плохо, это самым коренным образом сказывается на функциональном и эмоциональном состоянии организма. На отношении к своей малой Родине совершенно конкретных людей, каждый день в течение очень долгого времени. Дорогами пользуются все. Про имидж я говорил в начале. Колдобина – не просто признак отстающего. Это признак того, кто принял свое отставание как норму и никуда не хочет двигаться. Если человек не убирает кучу мусора посреди своей квартиры, это многое о нём говорит. Яма на мосту, по которой каждый день проезжает четверть города – лучшая иллюстрация отношению к самим себе и своей работе.

И совсем напоследок. Самое неприятное – это отношение. Когда в час пик службы начинают выполнять необязательные работы , приводя в окончательный ступор и без того малодвижимый транспорт – это откровенный плевок в лицо жителям города. Тем, что встают в искусственные, «придуманные» пробки. А видим мы подобное отношение регулярно.

Просьба считать текст открытым обращением к Мэру и Губернатору от автомобилистов Ульяновска. Уверен что под этими словами подпишутся все.