Впервые за историю Ульяновска население города массово выступило против новых завышенных тарифов на содержание жилья и новых кабальных договоров, навязываемых управляющими компаниями.

Выразилось это в том, что процедуры голосования большинство собственников жилья прокатили либо вообще отказались от них. В результате, как уже сообщал «СК», договоры по обслуживанию домов не подписаны, тарифы на текущий год не приняты.

Тем не менее январь подходит к концу, а это значит, скоро начнут разносить по почтовым ящикам квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг за первый месяц нового года. Что в данной ситуации предпримет городская власть, чего от нее и управляющих компаний ожидать ульяновцам? Наш разговор об этом с председателем комитета ЖКХ и экологии мэрии Ульяновска Владимиром Егоровым (на снимке).

– Владимир Николаевич, прокомментируйте ситуацию.

– Начнем с того, что в структуре платежа за квартиру 70 процентов составляют коммунальные платежи – электроэнергия, отопление, горячая и холодная вода, водоотведение, которые повысятся на 15 процентов. Остальные 30 процентов население платит за содержание и ремонт жилья. На сколько эта строка тарифа увеличится, вправе на собрании решать собственники.

– Так вот они и выступили против грабительских тарифов, которые предложили им управляющие компании, предусмотревшие рост до 70 процентов.

– В прошлом году муниципалитет для своего жилья повысил тарифы на 12 процентов с учетом предельного индекса. Управляющие компании воспользовались нашим решением как флагом и тоже на столько же подняли тарифы на содержание жилья.

– А что теперь, в нынешнем году?

– Будем действовать по действующему законодательству. Раз тарифы в домах не приняты, то, как прописано в Жилищном кодексе, муниципалитет сам установит тарифы на содержание жилья. Об изменениях мы должны были известить собственников за месяц. В январе мы уже опоздали, поэтому за первый месяц года население заплатит по тарифу прошлого года. До конца января мы постараемся собрать документы от управляющих компаний по непроголосовавшим или отказавшимся голосовать домам, подготовим соответствующее постановление, которое принесем на подпись мэру. После того как его подпишут, документ опубликуют в СМИ, после чего постановление вступит в силу. После этого управляющие компании в отделениях РИЦ вывесят списки домов, где будут введены тарифы, утвержденные мэрией на весь нынешний год. Возможно, что постановлений будет несколько, их будут готовить по мере формирования пакета документов, чтобы не задерживать другие управляющие компании.

– На сколько процентов возрастут тарифы?

– По рекомендации Министерства экономики РФ мы должны утвердить размер оплаты в сторону увеличения на 13 процентов. Для Ульяновской области установленный индекс повышения размера платы для жилья составляет максимум 15 процентов. Это предел. У каждого региона он свой.

Мы остановились на повышении на 13 процентов.

– То есть уже за февраль люди будут платить по установленным мэрией тарифам?

– Мы постараемся, чтобы постановление вышло в свет без нарушения законодательства. В любом случае этот документ будет согласовываться с прокуратурой. Просто цепочка согласования достаточно длинная, требует времени.

Но смотрите, что получается.

Органам местного самоуправления – мэрии – дано право утверждать размер платы за содержание жилья, но не дано права утверждать перечень работ. И еще любопытный момент. С этого года идет резкое увеличение налоговых отчислений с денежных средств, которые собирает управляющая компания, – с 13 до 34 процентов. Также увеличиваются ее отчисления на коммунальные услуги, на ГСМ. Хотим мы этого или не хотим, но затраты по сравнению с прошлым годом увеличатся минимум процентов на 20. И все это за счет населения. Я хочу добавить, что рост на 13 процентов не покроет затрат на содержание жилья. Поэтому нужно ожидать снижения качества и количества услуг по текущему ремонту. Основные деньги пойдут на содержание дома: вывоз твердых бытовых отходов, содержание аварийной службы, паспортного стола, оплату услуг РИЦ, подготовку дома к зиме и на обслуживание лифтов. Это обязательные услуги, которые должны быть оказаны в первую очередь. Все остальное будет переходить в разряд факультативных пунктов, на которые денег может не хватить.

– Управляющие компании Самары хотят поднять тарифы на содержание жилья в этом году только на пять процентов?

– Да, нас это заинтересовало. Как же так, мы тарифы на 13 процентов поднимаем и вряд ли в эту сумму впишемся, а они – всего на пять? Моя коллега связывалась с Самарой по телефону по этому поводу. Выяснилось, что за содержание жилья в прошлом году собственники в стандартной девятиэтажке платили 18 рублей за один квадратный метр, а у нас в аналогичном доме плата составляла 13 рублей 17 копеек. Поэтому и небольшой суммы самарским управляющим компаниям оказалось достаточно, чтобы содержать дома, и повышение они делают на пять процентов.

– А как же рост расценок на коммунальные услуги и прочее, которые так мешают работать ульяновским управляющим компаниям, несмотря на то, что население их им оплачивает?

– В Самаре не сдерживался рост тарифов, они росли, но обоснованно. А у нас нет. Мы боимся социальной напряженности, держим тарифы. А жилье-то ветшает, ждите, проблемы придут к вам.

– По-моему, нашим управляющим компаниям сколько ни дай – все мало. В прошлом, позапрошлом годах с нас много брали. И что, что-то изменилось, подъезды, например, отремонтировали?

– Что значит – много или мало? Ситуация такова, что собственники должны платить…

– Они и не против, и платят. Но ведь и меру надо знать. По поводу договоров по обслуживанию домов люди тоже не смогли договориться с управляющими компаниями, причем не по одному заходу. Взаимопонимания никакого нет.

– Управляющая компания ведет себя некорректно по отношению к собственнику. Не надо забывать о том, что управляющие компании это подрядные организации. И должны делать то, что скажет собственник. Общее собрание решило, что будет данный проект договора, он и будет.

Наталья Жидких