В Сурском районе (между селами М* и Р* – о конкретном месте по просьбе местных умолчим) когда-то был колодец, от которого в настоящее время осталась лишь едва заметная впадина.

Как уверяли многие наши собеседники, уже само его возникновение связано с необычными событиями. Например, некоторые рассказывают, что одна «испорченная» женщина вырыла его собственными руками – вероятно, дав себе своеобразный «обет на выздоровление» (а может, и по какой-то другой причине). Впрочем, старейшая из жительниц села М* – баба Маруся – в беседе с нами связывала происхождение «Сабурова колодезя» (под этим наименованием он известен в округе) со своим предком: именно ее прадед и есть «строитель» Сабурова.

Об этом колодце рассказывается множество любопытных историй. По слухам, он известен далеко за пределами нашей области – в Мордовии, Чувашии и даже в Украине и Белоруссии!

– Жила у нас по соседству семья одна. А мужик-то у них был – Николаем его звали, он на бочке в райцентр отходы возил, – так начала свое повествование баба Маруся. -Вот он сам рассказывал, а мы ведь девчонки были молодые – нам страсть как интересно! Говорит: «Проснусь – нет около меня Маньки!» (это жены его, стало быть). И задумал он последить за ней: куда это она по ночам все ходит? Один раз притворился, будто спит, а Манька, значит, встала, пузыречек какой-то с полки взяла, выпила – и нет ее! Исчезла. Ну, он вскочил и думает: «Дай-ка и я выпью!» (а неробкий мужик-то был!). Выпил – и очутился, говорит, я у Сабурова колодца! Как это так получилось – он и сам не может сказать.

Далее, по словам нашей собеседницы, Николай стал свидетелем самого настоящего ведьмовского собрания («шабаша»). Он увидел там знакомых со всех окружных сел и множество других «волхунов».

– Видимо, говорит, какие-то у них там «совещанья» были… «Ну, думаю: как же я теперь домой-то вернусь?». Пошел пешком. Вернулся, а жена уж в избе его дожидается. «Ты где был?» – «А ты где была?!». В общем, рассорились не на шутку, дело чуть до разводу не дошло. «Если ты, – говорит, – этим делом не бросишь заниматься, я тебе голову оторву!». Ну, она и бросила, – заключает свой рассказ бабушка.

Как нам поведала другая жительница М*, однажды была она в Украине у родственников. Там с ней приключилась хворь и пришлось обратиться к местной знахарке. Узнав, что приехавшая – из Ульяновской области, «лекарка» как бы ненароком ее спросила, не слышала ли она про «Сабуров колодезь». Наша землячка, понятное дело, удивилась и сказала, что знает про такой: «А вы откуда про него слышали?» – «Как же, – отвечает украинская колдунья, – мы слетаемся туда воронами, делаем там дела свои!».

Отмечу мимоходом, что, будучи в селе М*, я действительно заметил на дороге необыкновенное даже для августовской поры количество ворон, которые буквально устилали дорогу между селами; с явной неохотой и без всякой боязни эти черные отяжелевшие птицы уступали путь случайному прохожему. Впрочем, быть может, это только совпадение.

В соседнем селе Р* о знаменитом колодце также хорошо знают. По словам местных, «волхуны», слетавшиеся к Сабурову, могли обращаться в свиней, ко-

ров, лошадей – «кто во что выдумает». Для этого колдуны использовали ножи и некий наговор. Обычным людям к колодцу во время «слета» лучше было не приближаться: волхуны могли запросто лишить жизни и разума невольного зрителя их «собрания».

Вообще, к «колодезю» не стоило подходить и в обычное, дневное время: вода из него была хоть и прохладная, но, как рационально попыталась нам объяснить учительница здешней школы, – вероятно, «с вредными примесями»: попивший из Сабурова колодца человек мог тяжело захворать.

Любопытна и еще одна история, связанная с Сабуровым. Как-то раз отец одной из наших собеседниц работал в поле (бороновали). Присели они с друзьями передохнуть, разложили снедь – как раз рядом с колодцем.

– А у папы был ножик – хороший такой нож, хлеб резать. Налетел тут вихрь, фьить! Нет ножа! Искали-искали – так и не смогли найти. Ну, время прошло – позабылось как-то это все. И вот однажды снова в поле работали, расположились на обед и один из сельских (а его в тот, прошлый, раз-то с ними и не было!) достает отцовский нож. «Откуда, мол, он у тебя?» – «Не знаю, – отвечает, – дома взял!» – «Да это мой нож!». А оказалось, что жена у того колдовала. Вероятно, она и принесла его к ним в избу! – заключает свое повествование наша рассказчица.

В нашем регионе есть и другие необычные места и люди. Однако об этом – как-нибудь в следующий раз.

Евгений Сафронов