О поддержке предпринимательства в нашей стране говорится со всех трибун. А что по этому поводу думают сами предприниматели? За круглым столом “ДО” собрались начинающие бизнесмены и те, кто хорошо знает, каково быть “малым” на Руси.

Участники круглого стола:

# Эльвира Баширова

главный консультант отдела социально-экономического прогнозирования и адаптации экономики Министерства экономики Ульяновской области

# Вячеслав Ефремов

заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области

# Александр Кайнов

генеральный директор ООО «НПФ Кодас»

# Ирина Кустова

директор ООО «Экопитомник»

# Татьяна Скопцова

советник губернатора Ульяновской области по развитию предпринимательства

# Ольга Судакова

индивидуальный предприниматель

# Ольга Ягирская

индивидуальный предприниматель

“ДО”: Президент страны заявил, что к 2020 году 60% занятых в российской экономике должно приходиться на малый бизнес. Как вы считаете, может ли малое предпринимательство стать приоритетным сектором экономики? И что для этого должно предпринять государство?

Александр Кайнов:

– В самостоятельном бизнесе я с 2006 года. Специализируемся на разработке и внедрении новых технологий и оборудования в сфере переработки сельхозпродукции. Основная работа заключается в чем? Что бы такое придумать, чего у других еще не было и чтобы это приносило прибыль. И справиться с этим нужно теми финансовыми возможностями, которые у нас есть, либо найти новые возможности. Все это сегодня вполне реально.

Малый бизнес должен стать приоритетным сектором. Сможет ли государство до конца протянуть эту лямку, которую взяло на себя – вывести средний и малый бизнес в приоритет, хватит ли ресурсов? Посмотрим. А старт хороший, поддержка сейчас идет. Если все будет развиваться в том же русле – перспектива есть. Но надо больше вникать в проблемы малого бизнеса и помогать ему. Я связан с производством и знаю, какие сложности с энергоносителями, с подключением к инженерным сетям. Эти вопросы вправе решить только государство. Если они будут решаться – то да, перспективы есть.

Ирина Кустова:

– Я в бизнесе совсем новичок. Почти всегда работала на себя, но фирму, в которой я и учредитель, и генеральный директор, открыла только в 2010 году. Бизнес-план написан буквально два месяца назад, а работа начнется весной. Основное направление – выращивание садов. Будем заниматься и рассадой, и фруктами-овощами. Я не одна. В окружении нашей команды достаточно много партнеров. Перспективы большие. Я уверена, что у малого бизнеса действительно большое будущее.

Ольга Судакова:

– Свой бизнес я начинала в 2000 году с одного печеного изделия, сегодня у меня кондитерский цех. За смену выпускаем порядка 3,5 тысяч единиц продукции 40 наименований. Известна она не только в Ульяновске, но и в других регионах. Но иллюзий по поводу будущего у меня нет. Тех производственников, что активно занимали рынки города десять лет назад, в нашей сфере уже нет. И мой цех может закрыться. Не потому что продукция стала хуже или мы хуже работаем. Нет, мы востребованы. И конкуренции не боимся. Потребитель сам выберет, что он хочет, что не хочет.

Мы остаемся без площадей! Те небольшие площади, что мы занимали в свое время, были муниципальными. Сейчас их фактически нет. Все наши попытки разместиться на муниципальных площадях безрезультатны. Из областного департамента поддержки предпринимательства меня отправили в мэрию, там пакеты дважды теряли – и коллективное письмо, и все наши грамоты, благодарности… Я открыла один магазинчик на коммерческих площадях, но аренда очень дорогая, второй такой не осилю. Шучу на этот счет: у меня пирожки с капустой, а не с марихуаной, чтобы оплачивать такие площади. В сетевых магазинах мы, конечно, не расположимся, конкуренцию с такими огромными предприятиями, как “Магнит”, тоже не потянем. Участвуем в выставках-продажах, люди спрашивают: “А где можно купить вашу продукцию?” Да почти нигде, говорю.

Ольга Ягирская:

– Доступная информация о свободных площадях – это только на словах. В Интернете достоверной информации нет. На форуме малого бизнеса мы подошли к представителю КУГИ с просьбой дать список площадей, которые можно арендовать в Ленинском районе. Он не смог ничего сказать. Приходила в КУГИ. Но человека, который все знает про свободные площади, я так и не смогла найти.

Ирина Кустова:

– Качественная продукция местного производства – это замечательно. Один выпускает торты, другой – хлеб, третий – колбасу. Нужны специализированные магазины, которые будут продавать продукцию местных производителей – из свежего натурального сырья, вкусную, экологически чистую, безо всяких добавок. Я знаю, в Тушне у нас производят молоко, колбасные изделия – по совершенно экологичным технологиям. Наверняка таких малых производителей в области много. Я считаю, надо объединяться.

Ольга Судакова:

– Наш губернатор неоднократно говорил о том, что нужно поддерживать местного производителя, размещать и покупать его продукцию. Открылась в области сеть магазинов КООПторга – я к ним. Встретили не очень радушно. Сказали, что уже есть договор с крупным поставщиком моего профиля. А если даже и станут работать со мной, то я должна буду развозить свою продукцию по всем 20 магазинам, что у них есть – от Ульяновска до Барыша и Базарного Сызгана. Во что мне обойдется такая торговля выпечкой?

Ольга Ягирская:

– Я в бизнесе полтора года. Моя витражная мастерская “Гранат” производит самые настоящие витражи в техниках тиффани и фьюзинг. Начала бизнес на деньги гранта. Но выиграть грант – это полдела. Если с бизнес-планом и производством все было понятно, то специфика ведения предпринимательской деятельности – темный лес. Не знаешь, какие нужны документы, что должно быть за чем. Никто тебе этого не скажет! Когда я спрашивала в налоговой, как оформить сотрудника, нужно ли его регистрировать, ответ смогла получить с горем пополам. Затем мне дали реквизиты, по которым я должна перечислять налоги. Там не было КБК. Выяснить его в налоговой стоило больших трудов! У начинающих предпринимателей никакой финансовой грамотности, здесь действительно нужна помощь.

Ольга Судакова:

– Еще одна немаловажная проблема – кадры. Я очень болезненно отношусь к словам о том, что у нас безработица. Нет у нас безработицы! Вы откройте газету с рекламой: “Требуется на работу” – четыре страницы, “Ищу работу” – и половины нет. Я дала заявку в службу занятости – пошли “соискатели” с единственной просьбой: поставьте печать, что я вам не подхожу. Им не нужна работа, их устраивает пособие по безработице!

Александр Кайнов:

– Проблема в том, что нет популяризации профильного образования. Популярно быть менеджером, юристом – только не кондитером или токарем. Государство должно этим заняться.

Ольга Судакова:

– Система обязательного распределения выпускников сейчас бы не помешала. Да, в основном образование на коммерческой основе. Но есть ведь и на бюджетной. Я готова заключить договоры с учебными заведениями, оплачивать обучение тех, кто потом придет ко мне работать. Даже объявление в газете давала: “Научу и за это заплачу”. Тщетно!

Александр Кайнов:

– Мы все же не о том говорим. Бизнес – это деньги. И зарабатываются они, если у тебя есть какое-то преимущество. Да, есть проблемы с рабочими. Но это социальные вопросы. Как только повышается заработная плата – от желающих нет отбоя. Если пытаться построить свой бизнес только на дотациях, субсидиях – это неправильный бизнес. Это против законов экономики и никогда не будет работать.

Но всем нужно чем-то заниматься. Занятость населения – это уже основная забота власти. У нас в регионе нет популяризации возможности и желания работать. Департамент развития предпринимательства занимается грантами. Молодцы. А дальше что? От предпринимателей везде открещиваются! Надо, чтобы тема развития предпринимательства была на слуху. Если губернатор будет начинать каждое совещание с вопроса “А что вы сделали для малого бизнеса?” – для КУГИ, налоговой, горархитектуры – во всех эшелонах власти услышат об этом. Должно стать популярным помогать бизнесу создавать новые рабочие места.

Ольга Судакова:

– Я не согласна, что эти вопросы социальные. Это глобальные вопросы, которые касаются всех. У нашей власти я спрашивала: “А чем мы вам можем помочь?”. И действительно готова помогать. Но когда сама обратилась в мэрию (чтобы помогли не деньгами, а возможностью работать), мне сказали: если мы будем лоббировать ваши интересы, нас обвинят в коррупции. Обидно себя ощущать одиночкой. На форум “Успех-2010. Женщины России” я приехала одна со всего Поволжья. И когда стала победителем в номинации “Лучший предприниматель России” и привезла из Москвы золотую птицу, мне сказали: приди в мэрию, мы ее тебе вручим. Мне в Москве ее уже вручили! А мэр вручил еще раз, на аппаратном совещании. Президент торгово-промышленной палаты Москвы говорит мне: “У тебя проблемы? Где ты хочешь в Москве торговать? Приезжай”. Но я хочу работать в Ульяновске! Только никому этого, похоже, не надо.

Александр Кайнов:

– У нас все работает против предпринимателя. Принцип работы такой. Кто его определил? Государство. Которое создает какие-то системы наказания, взысканий, суперсложных отчетностей и всего подобного. Надо перестраивать эту систему! Пусть налоговая разъяснит своим сотрудникам: мы не против предпринимательства, мы – за, и всячески ему должны помогать. Но у многих госслужб есть планы по штрафам, показатель эффективности – сколько народу оштрафовали. А потом мы удивляемся, почему до сих пор большая часть бизнеса вынуждена быть в тени.

“ДО”: Сегодня звучит много бравурных цифр: темпы создания новых предприятий – высокие, суммы выданных грантов – огромные. Но что является действительным индикатором уровня развития малого бизнеса?

Эльвира Баширова:

– Важнейшие целевые индикаторы, которые характеризуют этот уровень, определены в региональной программе развития малого и среднего предпринимательства на 2005-2010 годы. Это количество малых предприятий, среднесписочная численность их работников, объем произведенной продукции и доля налогов в бюджетах разного уровня. Что касается первого показателя, то за пять лет рост значительный: 5,8 тысяч в 2005 году и 12,6 тысяч – в 2009-м. Бурный рост количества малых предприятий в последние два года вызван, прежде всего, грантовой поддержкой. В 2009 году общая сумма грантов составила 48,4 млн. рублей, в 2010 году – уже 71 млн. И это только средства областного бюджета, а есть ведь еще и очень серьезная федеральная поддержка.

На предприятиях малого бизнеса в нашей области работает более 80 тыс. человек. Это в 1,5 раза больше, чем в 2005 году. В 2009 году 43,7% малых предприятий приходилось на торговлю, поэтому и львиная доля оборота малого бизнеса – тоже в этой сфере (60,9%). Ежегодно оборот малых предприятий прирастает в диапазоне 120-125%. И еще один важный индикатор: доля малого бизнеса в ВПР Ульяновской области выросла за последние пять лет с 10,4% до 14,4%. Это очень высокий темп. По России этот показатель равен 15,1%. По ПФО – 13,1%.

Елена Судакова:

– Наверное, малый бизнес действительно может стать приоритетным сектором. Но для этого надо, чтобы государство повернулось к нему не на словах, не на лозунгах типа “поддержим местного производителя”. Поддержка должна работать!

Александр Ефремов:

– Действительно, очень много проблем. Я думаю, все, о чем вы сейчас говорите, важно для любого предпринимателя. Но основные правила создает кто? Государство. А чтобы эти правила реально работали, нужна достоверная информация о субъекте поддержки. Пока ее практически нет. Органы госстатистики обследуют малый бизнес по выборочному методу: небольшой процент малых предприятий и еще более мизерный – индивидуальных предпринимателей. Та информация, которую мы собираем, получается в обобщенном виде и выдается в целом по региону.

Для того чтобы реально помочь малому бизнесу, надо знать действительное его состояние. Поэтому в первом квартале 2011 года будет проведено сплошное федеральное обследование малого и среднего бизнеса, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Вы получите по почте бланк с десятью вопросами, и если правдиво дадите полную информацию, то в целом по России получится реальная картина положения дел в малом бизнесе. И можно будет говорить о необходимых мерах поддержки государством этого сектора экономики.

Татьяна Скопцова:

– По-моему, данные о численности субъектов малого бизнеса на 1 января 2011 года и на 1 июня 2011 года будут различны, и боюсь, что не в сторону увеличения. То, что было в 2010 году, и то, что будет с увеличением страховых взносов в различные фонды – это разные вещи. Мне звонят предприниматели из районов и говорят: мы не потянем такие взносы. Закрываться? Снижать зарплаты? Уходить “в тень”? Государство ставит бизнес перед нелегким выбором.

Александр Ефремов:

– Вопросы сплошного статистического наблюдения касаются численности, зарплаты, доходной части бизнеса, того, где он размещен, какие трудности испытывает. Безусловно, действия государства по итогам обследования будут ориентированы на наиболее активных субъектов предпринимательства, государство не может помогать всем и каждому.

Татьяна Скопцова:

– Я четыре года занимаюсь общественной работой как советник губернатора по развитию предпринимательства и прихожу к выводу, что наш малый бизнес еще не готов к честному разговору с властью. Он боится, что его открытость обернется против него. Помните, как вводили единый налог на вмененный доход? Людям говорили: вот ваш кассовый аппарат, можете пробивать, сколько угодно: при “вмененке” никто не спросит, какой у вас доход, сколько затрат. К сожалению, у предпринимателей очень много расходов, которые не всегда могут быть официально взяты налоговиками при расчете прибыли. Некоторые, как минимум, год боялись перейти на честный вариант работы. Потому что думали: вот мы сейчас все покажем, а государство решит, что денег у малого бизнеса много, “вмененку” надо отменить. И сейчас уже действительно идет разговор о том, что ЕНВД надо отменять. Хотя наше предложение – сделать его на добровольных началах, как УСН. То же и со статобследованием. Предприниматели говорят: мы сейчас душу раскроем, а государство посмотрит на эти данные и скажет: что-то здорово они живут, надо бы что-нибудь увеличить.

Ольга Ягирская:

– Есть хорошая идея для помощи в развитии малого бизнеса. Я знаю, что в Германии она применяется. Человек может прийти в торгово-промышленную палату и сказать: я хочу производить колбасу. А экономисты и маркетологи ТПП уже все рассчитали, они видят рынок и говорят: у нас уже 250 предприятий производят колбасу, ты на этом деле прогоришь. А вот какие ниши не заняты, вот чем можно заняться. В России же многие пускаются в бизнес вслепую, поэтому и случаются крахи и разорения. В итоге и финансовая помощь государства “уходит в песок”.

Александр Ефремов:

– Об этом и речь! Когда мы получим действительную картину состояния дел в малом бизнесе в каждом муниципальном образовании – польза от этой информации будет и власти, и бизнесу. Можно будет выстраивать действительно эффективную систему поддержки. Информация сплошного обследования будет обобщена, обезличена, сделается разрез по видам деятельности, муниципальным образованиям и т.д. Все будет официально опубликовано.

По закону о развитии малого и среднего бизнеса, сплошное обследование проводится один раз в пять лет. А по индивидуальным предпринимателям такого обследования в России не было вообще! У власти пока нет достоверной информации, чтобы с пользой влиять на бизнес.

Александр Кайнов:

– В рамках нашего круглого стола само по себе “нарисовалось” решение: есть какие-то вопросы к малому бизнесу от официальных структур, есть вопросы у малого бизнеса. Не хватает какого-то буфера, посредника. Например, отраслевого союза, который помогал бы решать маркетинговые вопросы, вопросы взаимодействия с органами власти.

Скажем, союз кондитеров города Ульяновска. Отраслевая структура, которая знает свои внутренние проблемы, ведет внутреннюю статистику, знает, когда и куда обращаться, помогает своим членам.

Татьяна Скопцова:

– У нас есть такие структуры. Общественное движение “Наш город” объединяет перевозчиков, Ремесленная палата – ремесленников, “ОПОРА РОССИИ” – в основном, владельцев временных сооружений, а также малый бизнес в других сферах. Появлялись и исчезали другие отраслевые объединения. Вопрос не в том, что у нас некуда обратиться и получить помощь. Вопрос в том, что малый бизнес не готов объединяться и активно отстаивать свои права.

Александр Кайнов:

– Объединения – хороший и действенный инструмент.

Татьяна Скопцова:

– Я не знаю, почему на территории Ульяновской области такой инертный бизнес – в смысле общественной деятельности, в решении общих задач. В декабре в регионе провели форум, приуроченный ко Дню ульяновского предпринимателя. Проводила его организация, которая выиграла тендер. Почему такие грандиозные мероприятия выносятся на тендер? Почему не пригласили ту же “ОПОРУ РОССИИ”, другие бизнес-объединения, не спросили, какие темы мы хотим обсудить, какие круглые столы нужны? Не скажу, что это плохой форум был, но его “спустили сверху”. Я пожалела, что там не было круглого стола, на который бы собрались все общественные организации, отраслевые объединения бизнеса. Собрались и сказали: пора объединиться. Да, бизнесы у нас разные, но проблемы-то общие! Когда “ОПОРА РОССИИ” проводила акцию против повышения страховых взносов – никто не приехал поддержать нас. Хотя это касается всех! Под угрозой весь малый бизнес России.

“ДО”: Чего ждете от нового года? Каковы ваши прогнозы по развитию малого бизнеса?

Татьяна Скопцова:

– Для нас сейчас главная задача – чтобы максимально эффективно заработали центры поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях. Нужно, чтобы наши предприниматели обращались в эти центры со своими вопросами. Деньги на это направлены огромные, нельзя, чтобы они ушли в песок.

Александр Кайнов:

– Ждем большой поддержки малого бизнеса. Информационной открытости власти – чтобы информация была доступной, и ее было больше. Ждем от государства грамотной налоговой политики.

Ольга Судакова:

– Производство – это самая тяжелая стезя. Я очень боюсь 1 января. Будет повышение тарифов, повышение налогов. Если у меня в среднем около 70 тысяч уходит только за электроэнергию – конечно, я этого боюсь. Работать хочется и силы есть. Но я не знаю, чем обернется для нас новый год. Уже не знаю, какой бизнес-план для себя составлять, как планировать свою деятельность, когда мы настолько уязвимы.

Ирина Кустова:

– Как новичок в бизнесе, могу сказать, что я как будто в первый класс пришла и пока мне все очень нравится. Я знала про гранты, но даже не подозревала, что есть центры поддержки малого бизнеса, которые мне реально могут помочь.

Мало людей просто “затянуть” в бизнес – нужны памятки начинающему предпринимателю, нужны открытые информационные площадки. Хорошо, что правительство поворачивается к нам лицом. Я думаю, малый бизнес в России будет процветать.

Ольга Ягирская:

– Мы расширяем мастерскую, планируем купить большую печку, планируем развиваться, чего и всем остальным желаю. И еще я желаю все-таки рассчитывать и на свои силы тоже. Стараться максимально действовать самостоятельно, чтобы добиться успеха.

Эльвира Баширова:

– Хотелось бы пожелать предпринимателям успеха в будущем году. Несмотря на то, что есть определенная “ложка дегтя”, малый бизнес в Ульяновской области развивается, об этом говорят и экономические показатели. Я думаю, все будет нормально.

Александр Ефремов:

– Я надеюсь, что в 2011 году бизнес откликнется на то мероприятие, которое мы будем проводить, подробно и достоверно ответит на вопросы, которые он получит по почте. И с помощью этих данных наше государство выработает достойные меры для того, чтобы бизнес процветал как в России, так и у нас в Ульяновской области.

Татьяна Скопцова:

– У меня бизнес, довольно распространенный в Ульяновске – киосковый. Над нами висит дамоклов меч: планируется запрет продажи пива в киосках, лицензирование этой деятельности. Что дальше с нами будет – не знаю. Попробовала открыть другой бизнес- станцию техобслуживания, тоже тяжело раскручивается. Что касается страховых взносов, я посчитала, во что мне выльются ежемесячные затраты и понимаю, что таких затрат не потяну. Будем решать, как выживать.

И все же хотела бы пожелать всем всего самого лучшего. Думаю, мы в очередной раз выгребем. Ведь что такое предпринимательство? Это деятельность, направленная на извлечение прибыли, и работа на свой страх и риск. Этот страх я испытываю уже 15 лет. А риски, к сожалению, все чаще и чаще подкидывает нам государство, меняя законодательство. Но малый бизнес – дитя юркое. Я думаю, выгребем в очередной раз.