«Я жил тогда в деревне, близ Симбирска, был еще ребенок, но умел уже чувствовать как большой человек. Там воспитывался дух мой в простоте естественной» – вспоминал Николай Михайлович Карамзин.
Впервые он надолго покидал родное Знаменское тринадцатилетним, но в душе не расставался с ним никогда. Почти все сто сорок писем его к любимому старшему брату Василию адресованы в Симбирск и село Знаменское. В 1791-95 годах Карамзин, уже известный литератор, издатель столичных журналов, повидавший красоты Европы, вновь посещает край своего детства и преклоняется перед его простотой естественной: «Здесь ничто меня не стесняет; я всегда сам по себе господин, я могу делать все, что хочу; могу забываться в мечтах, курить мою трубку, целыми часами хранить молчание или марать бумагу».
Автор «Истории Государства Российского», Русский Гражданин, нелицеприятно отстаивавший интересы державы перед императором, Карамзин видел истоки патриотизма в любви к местам, «окружающим утро и колыбель человека», к малой Родине. «Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов и должна быть названа физическою… Любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная любовь к отечеству. Но физическая и нравственная привязанность к отечеству, действие натуры и свойств человека, не составляет еще той великой добродетели. Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения». Это – строки из статьи «О любви к отечеству и народной гордости».
Ни на карте, ни на территории современной Ульяновской области малой родины историка государства Российского без труда не отыскать. Место, где более 150 лет цвело родовое гнездо нескольких поколений Карамзиных, не удостоилось даже самого скромного памятного знака. Путеводителем по местам, достойным самой почтительной памяти, нам служат труды и письма самого историка и тех, кто берег память о нем.*
Известнейший краевед Симбирска Павел Любимович Мартынов указывает: «21 октября 1704 года отказано синбиренину Егору Петрову, сыну Карамзину поместной земли в Синбирском уезде, за валом, между речек Космынки и Каменки, вверх речки Гущи». Там и было основано родовое имение Карамзиных. На карте Ульяновской области это в Майнском районе: к югу от железнодорожной станции Выры по «дороге с твердым покрытием», на полпути между Полбиным и Гимовым, не доезжая деревни Путиловки, и лежат земли, где было имение Карамзиных. Ныне это – заросший бурьяном пустырь с едва заметными развалинами деревенских построек ХХ века. От Карамзиных, как и других известных дворянских служилых родов, заселявших, облагораживавших этот край, уцелели лишь отдельные искалеченные здания, заросшие пруды да остатки некогда прекрасных парков.
В Симбирске XIX и начала ХХ веков о Знаменском помнили, к карамзинским местам относились бережно. Известный ученый-археолог, знаток симбирской старины, председатель Симбирской Ученой Губернской комиссии (СГУАК) Владимир Николаевич Поливанов оставил описание: «В сорока верстах от Пензенского коммерческого тракта среди черноземных полей живописно приютилось около пруда с большими ветлами небольшое сельцо Знаменское, более известное под названием Карамзинка… Помню хорошо господскую усадьбу, сад с липовыми аллеями, с искусственно вырытым водоемом, с кустами по берегам сирени, бузины, тополей, всякой другой зелени. Незатейливо выглядело это деревенское затишье, но оно носило характер безмятежной непричудливой деревенской обстановки, созданной на почве труда и любви к сельскому хозяйству…».
Сельское хозяйство здесь действительно любили. Николай Михайлович отказался от своей доли отцовского наследства – части села Знаменское – в пользу брата Василия, который многие годы жил там с большой семьей, вел хозяйство. В.М. Карамзин пережил историка всего на год. Знаменское унаследовала его дочь, Ольга Васильевна, в замужестве Ниротморцева. По завещанию ей отошло 112 душ крестьян мужеска пола, 1832 десятины земли и еще дедовский дом в Симбирске над Петро-Павловским спуском. Судя по мастерству, с которым выполнен портрет В.М. Карамзина, дочь его Ольга была талантливой художницей. Портрет этот был передан в Карамзинскую библиотеку мужем Ольги Дмитрием Ниротморцевым.
К началу ХХ века усадьба изменилась. В описании 1903 года Поливанов отмечает: «На месте старого дома построена настоящею владелицею хорошенькая в русском стиле дача, а через дорогу от нее на доброхотные пожертвования сооружена небольшая церковь. Пожалел я старый дом, но порадовался, что на родине Карамзина воздвигнут Божий Храм».
Автор этих строк и предположить не мог, что не пройдет и двух десятилетий, как Знаменское подвергнется «нашествию забвения», а Карамзин будет объявлен «реакционным дворянским историком».
Не мог он знать и того, что спустя почти век останки поруганных надгробий и прах В.М. Карамзина и О.В. Ниротморцевой будут перенесены в некрополь Симбирского Покровского монастыря, а тексты эпитафий сохранятся благодаря его записям (см. «ДО» №6 за июнь 2010 г. – «Зеркало памяти моей ясно»).
«Довершая с полнотою духа, правотою сердца и воображения» свой главный труд, Карамзин писал: «…это дар от меня потомству, если оно его примет, если же нет, то нет! Еще три главы с обозрением до нашего времени, и поклон мiру**, не холодный, но с движением руки навстречу потомству, ласковому или спесивому, как ему угодно…».
Идеологи-вандалы не оценили «движения руки навстречу потомству», спесивые временщики не приняли драгоценного дара. На их совести утрата одного из самых ценных памятников не только симбирской, но и отечественной истории – родового гнезда Карамзиных. Но приглашая читателя в путешествие по карамзинскому маршруту, не станем ограничиваться перечнем невосполнимых утрат. Дела тех, кто сберег и сохранил, более достойны внимания.
В дальнем Засвияжье Ульяновска, среди лабиринта улиц, застроенных типовыми многоэтажками, рядом с громадой куба из стекла и бетона, где разместился строительный рынок, расцвел островок исторической России. Здесь создан один из самых красивых храмовых комплексов Ульяновской-Мелекесской епархии. Куполов не золотили – церковь, как изумрудный кристалл в оправе черненого серебра, возвышается над снежной белизной. Три высоких крыльца ведут в верхний храм. «Память» у входа повествует, что храм Благовещения Пресвятой Богородицы по благословению архиепископа Прокла трудами протоиерея Георгия Халимонова перенесен в 1995 году из усадьбы Карамзиных Майнского района Симбирской губернии.
Подворье благоустроено на удивление гармонично. Летом вся территория расцветает – ухожены клумбы, кустарники, плодовые деревья; беседка увита плодоносящим виноградом. Вокруг добротные постройки – часовня, иконная лавка, сторожка, домик. Ограда художественной ковки со стражами-ангелами на воротах.
Возрожденная церковь из Знаменского живет активной жизнью, не замыкаясь в кругу верующих. В нижнем храме работает православный лекторий, куда открыт доступ всем, кто хочет узнать о вере. Действует молодежный клуб. Есть детская воскресная школа с предметами: Закон Божий, церковно-славянский язык, музыкальные занятия, рукоделие.
Дальнее Засвияжье – район новый, заселялся в последние десятилетия. Большинство новоприбывших, как и их родители, в советские времена немало поскиталось по великим стройкам в ожидании отдельных квартир и прочих обещанных благ. За годы переездов поколения россиян утратили связь с малой родиной, семейные узы и традиции.
В такой среде карамзинская церковь – дар исторического прошлого Симбирска, и принимается с благодарностью. Это – то ответное движение руки потомков к отечественному наследию, о котором мечтал Русский Гражданин Карамзин.
Наталья Гауз