Виктория Чернышева

Сегодня в Ульяновске объявили победителя конкурса на замещение должности руководителя нового ведомства – министерства искусства и культурной политики. Им стала жительница региона Ирина Котова, работавшая ранее заместителем директора музея-заповедника “Родина В.И. Ленина”. Для многих ее победа оказалась предсказуемой: в кулуарах говорили, что о том, кто станет “культурным” министром, губернатор Сергей Морозов заявил еще с месяц назад. А само же действо под названием “выборы высокого чиновника через Интернет”, якобы, стало частью хорошо продуманного пиара – Ульяновская область вновь прогремела на всю страну.

Как бы то ни было, приказ о назначении министра был подписан символично – не в кабинете, а на малой сцене ульяновского Драмтеатра, где собралась культурная общественность (с собой губернатор принес бланки на всех претендентов, заявив, что готов выслушать все предложения по кандидатурам и принять любые мнения). Многие работники культуры вздохнули с облегчением: Ирина Котова – все же “свой” человек, проработавший в этой сфере много лет, знающая и любящая Ульяновск. Ее бывший руководитель, директор музея-заповедника Александр Зубов признался, что, узнав о назначении, теперь уже бывшие коллеги новоявленного министра рыдали. Но выбор, по его мнению, правильный:

– Она обладает редким и нужным качеством – любит людей и умеет их объединять.

К слову, во время бурного обсуждения кандидатуры будущего “культурного” министра в местном интернет-сообществе, высказывалось опасение, что “рулить” этой тонкой и сложной сферой могут поставить человека с именем, но со стороны. Например, Марата Гельмана, который предложил перепрофилировать главную ленинскую “мекку” – музей-мемориал Ленина. Как известно, идею открыть здесь Музей кино, а Ильича отправить на вторые “роли” многие ульяновцы приняли в штыки.

“Культурного” министра для Ульяновской области отбирали два с половиной месяца. По словам заместителя губернатора региона Тамары Девяткиной, которая курировала процесс, на вакансию откликнулись 1883 претендента. В финал прошли лишь 13 из них. Причем, Котова оказалась единственной уроженкой Ульяновска. Остальные – жители других городов, в том числе, миллионников (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода), с завидным послужным списком: директор кинокомпании “Екатеринбург-фильм”, старший научный сотрудник музея “Исаакиевский собор”, заместитель художественного руководителя московского Театра имени Маяковского…

– Мы показали им все – и обшарпанные стены учреждений культуры, и нечищенные дороги… Я спросил: вы верите, что это может быть культурная столица Европы? И большинство претендентов искренне признались, что верят, – поделился впечатлениями от встречи Сергей Морозов.

Окончательный вердикт выносила экспертная комиссия. Теперь Ирине Котовой предстоит непростая задача – подготовить Ульяновск к тому, чтобы в 2020 году он стал культурной столицей Европы.

– Сегодня только 13 процентов ульяновцев считают наш город хорошим местом для творчества, и лишь чуть более 20 процентов живут активной культурной жизнью, – рассказала Котова. – Но времена меняются. От себя скажу – было ли когда-то такое, чтобы власть заявила, что культура – это ресурс развития территории, что она может влиять на развитие общества? Именно власть – нам, а не мы – им. К культуре всегда относились как к “падчерице”. И надежда на то, что такого больше не будет, вдохновляет.

Напомним, объявление о вакантном министерском кресле было размещено на одном из популярных рекрутинговых порталов. “Культурному” министру была обещана зарплата до 60 тысяч рублей.