Каким быть Ленинскому мемориалу уже в ближайшее будущее – этот вопрос в последние годы обсуждается более чем регулярно. Поднимает его то само руководство Мемцентра, понимающее, что настало время для серьезного ремонта здания, то заезжие арт-деятели (имею в виду галериста Марата Гельмана). 4 февраля тему будущего облика Мемцентра подняла уже сама местная власть. Некоторое время назад к этому вопросу присоединился еще один, вызывающий жаркие споры, лишится ли Мемориал исторически ценного памятника, Дома-музея Ленина.
Хватит вспоминать о Гельмане
«Круглый стол» на эту животрепещущую тему в рамках Фестиваля науки в Ульяновской области подготовила начальник отдела департамента развития социальной сферы Анна Карвалейру. «Как этот музей перевести в план «потребляемой» культуры и модернизировать 26 тысяч квадратных метров?» такой она видит задачу на ближайшее десятилетие. Карвалейру напомнила о том, как два года назад в социальных сетях этот вопрос обсуждался очень активно, и были предложены следующие идеи: сделать Музей-мемориал В.И. Ленина музеем семьи, культурно-деловым центром или музеем советской эпохи. К слову, директор Мемцентра Эдуард Шабалин утверждает, что Ленинский мемориал уже является и первым, и вторым, и третьим. В то же время большинство участвовавших в обсуждении высказались против идеи музея кино, предложенной Гельманом. Причем замгубернатора Тамара Девяткина предложила перестать вспоминать об этой идее, поскольку губернатор Сергей Морозов высказался категорически против нее и настроен на сохранение имени Ленина.
Градообразующий музей
Раньше многие недоумевали, когда заходила речь о модернизации музеев, взял слово ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования, кандидат исторических наук Владимир Дукельский. Но в 19902000-е годы именно ленинские музеи показали другим музеям пример. Ленинский мемориал, напротив, показывает, насколько непросто идет дело с модернизацией. Когда строилось это здание, все было по первому разряду.
Но среди того, что никогда не стареет, всегда есть и то, что быстро устаревает.
Понятно, что многие ульяновцы против того, чтобы кардинально менять концепцию музея.
Точку зрения разных групп населения выразили на «круглом столе» ветеран войны и труда Николай Каменский, председатель движения «За достойную жизнь» Владимир Ефимов, историк Жорес Трофимов, Эдуард Шабалин. Наиболее аргументированным, разносторонним и убедительным стало высказывание историка, замдиректора Мемцентра Валерия Перфилова: Фигура Ленина миф всероссийского и международного уровня, который интересен всем. Интересен тем, какой отпечаток в истории он оставил.Ленин знаковая личность и неоднозначная фигура, которую из истории уже не устранить. Для туристов ленинская тема в Ульяновске самая интересная, и Ленинский мемориал является единственным «градообразующим музеем». Мы пытались измениться, стать не идеологическим, но историческим музеем. Внешне конфигурация экспозиции осталась такой же она сделана «на века», но содержание экспозиции сильно изменено.
Менять концепцию надо и сейчас.
Колобок против Ленина
Перфилов напомнил, что еще в 2006 году была предложена тема создания в Мемориале центра по изучению советской эпохи, причем материалами для этого музей располагает. Сегодня Перфилову представляется возможным перенести акцент на человеческое измерение: говорить не о жизни вождя, а о жизни людей.
Второе его предложение развивать концепцию «музея в музее»: таковой видится сегодня нынешняя экспозиция, созданная почти 70 лет назад, в ноябре 1941 года. Говоря о значении сохранения в музее ленинской тематики, он подчеркнул ее общероссийское значение: Сейчас в центре внимания находится история народов. Общероссийская история утратила значение, стала рассматриваться как нечто негативное. Ленинский мемориал фактически стал опорным центром реинтеграции отечественной истории, и он должен существовать, поскольку формирует историческое самосознание россиян. Власть должна «ухватиться» за него. Мы хотим связать историю русскую, советскую и российскую. Это чрезвычайно сложно, потому что разорвано современное сознание. Мы покажем, что наша история неплохая: она и трагическая, и героическая. Мы готовы провести конференцию по историческому самосознанию молодежи, выставку «От Карамзина до Ленина», музейный фестиваль, посвященный выдающимся землякам региона.
Можно двигать и другие бренды колобка, блины, но не задвигать реальные исторические фигуры вроде Ленина и других.
Конкретные предложения по переводу музея «в план потребляемой культуры» внес автор ряда исследований о Ленине Жорес Трофимов. Здесь можно организовать экспозиции о значении книги, музыки и шахмат в семье Ульяновых и проводить тематические вечера.
Бренд против бренда
На «кругломстоле» столкнулись два мнения о том, что определяет «лицо» Ульяновска.
По мнению Каменского, Шабалина, Перфилова, на наш город смотрят как на родину Ленина, и как только мы от этого откажемся, про нас забудут. Их позиция подкреплена и мнением социолога Йельского университета Иммануила Валлерстайна, по словам которого, к середине XXI века Ленин станет самым ярким лидером России. Точку зрения власти выразила министр искусства и культурной политики Ирина Котова: «У Ульяновска нет яркого туристического бренда. Для формирования и продвижения нового бренда на базе Мемориала может быть создан новый музей».
Нашей молодежи дают любую «жвачку», лишь бы она не думала о главном, взял слово Владимир Ефимов. Бренд «Ульяновск родина Ленина» должен поддерживаться на государственном уровне, а нам в дело и не в дело навязывают искусственно созданный бренд «Культурная столица», который принесет нам большую беду.
Отдать нельзя оставить
Что касается Дома-музея Ленина, то его судьба, похоже, практически решена. «Для меня совершенно очевидно, что Дом-музей Ленина на улице Ленина необходимо передать заповеднику», такова позиция Ирины Котовой. «Мемцентр его не содержит, и это приведет к тому, что через два-три года его нужно будет закрывать», убежден директор заповедника Александр Зубов. «Это справедливо уже потому, что территориально он находится в заповеднике», считают и другие сотрудники «Родины Ленина». Жорес Трофимов возражает: «Заповедник умеет делать игрушки и проводить купеческие застолья, Ленин им не нужен». «Заповедник может быть родиной Пластова, Гончарова кого угодно, это музей городской усадебной застройки, краеведческий, к Ленину он не имеет никакого отношения», защищает собственность Мемцентра Шабалин. Переубедят ли они власть? После того, как власть выразила свое мнение по этому поводу, сомневаюсь.
Между тем Котова уже заговорила о судьбе областного Художественного музея. Ей кажется, что дублирование темы в музеях Пластова в Прислонихе и Ульяновске (на улице Гончарова, 14), в Музее современного изобразительного искусства имени Пластова ведет к дезориентации публики. Так что теперь и Художественному музею есть о чем беспокоиться.
Анна Школьная
Все, что
приводится как слова профессора Ефимова правильно и могло быть сказано им. Но только в случае его присутствия на этом мероприятии. А его там не было. С кем же его сумели спутать?
А г-жа Девяткина не услышав ничего, кроме того, что общественность расценивает молчание власти по поводу гельмантозных идей как их поддержку, бросилась на защиту кормильца-работодателя. Заявила, что губернатор говорит об уважении к Ленину и необходимости сохранения памяти о нем. Правда, не пояснила, как это уважение сочетается с продвижением навязчивой идеи о переименовании Ульяновска. Если это способ сохранения памяти об Ильиче, то я – далай-лама.
И насчет " подготовки " мероприятия г-жой Карвалейру. С ее стороны явно просматривалось только намерение прилепить к любому вопросу тухлую идейку " культурной столицы." А вот участники охарактеризовали ее как способ создания очередной кормушки для проваливших дела чиновников, гарантирующеее им безбедную жизнь и приятные загранкомандировки. Освободившая кресло министра и пересаженная в советники по культурной столице г-жа Ившина сидела молча и смотрела в стол.
В полном соответствии с темой стола был затронут вопрос о музейном пространстве и сохранением в связи с этим историко-культурной среды. Понятно, что всплыла тема намерения строить Краеведческий музей около Дома Языковых. Однако, от ее обсуждения старательно уклонялись
За Морозова можно порадоваться,
если дело обстоит так, как сказала Девяткина. За Перфилова нельзя порадоваться, если о Ленине говорит, как о мифе. Впрочем, смотря для чего так говорит. Только вот бы кто не придумал в мемориале разместить резиденцию Петровского "колобка" – это будет такой повод для смуты, хуже не придумаешь.
!!!
Жаль мне Котову, смотреть подобострастно на нашу власть,которая в культуре мало,что понимает,спускаясь со своего уровня на несколько пролётов. Но приходится ей угождать Не думаю,что ей по душе эта столица. Пора давно решить проблему Художественного музея,там страшно находится и краеведов тоже жаль…..Мы-некултьурная и не столица!!!!
МелОч
Я уже не раз говорил и повторюсь: мемориал нужно взорвать, как и всё связанное с эпохой кровавого империализма ЧКистского режима, а на его месте открыть что нибудь действительно полезное: редакцию независимой либеральной газеты или гей-клуб.
???
Мемцентр постигла участь Современника.За Шабалина можно порадоваться.Одним словом-БЛЕФ!