Одна ульяновская семья попала за границей в ДТП, другая не смогла вовремя оттуда улететь. Обе подали в суд и выиграли.

Авария

Летом семья Ивановых (фамилия измена) — супруги с двумя детьми — отдыхала по турпутевке в Турции. Десять дней пролетели незаметно. По дороге в аэропорт их автобус попал в ДТП (мы писали об этом случае). Ивановы получили различные серьезные травмы. Мать и дочь несколько дней лечились в Турции, а по приезде домой обратились еще и в местную районную больницу.

Когда вылечились, мать подала в суд иск к туристической компании о компенсации морального вреда. Суд заявленные требования удовлетворил. В пользу пострадавших с туристической компании было взыскано в общей сложности 200 тысяч рублей.

Турфирма не согласилась с этим решением и подала кассационную жалобу: мол, вины нашей в ДТП нет. А виновным в аварии действительно был признан водитель автобуса.

Но коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда, изучив материалы дела, признала решение районного суда законным и обоснованным. И вот почему.

Туризм по Гражданскому кодексу РФ относится к сфере услуг. По Закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» любому туристу предоставлено право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения турфирмой условий договора.

Еще один нюанс. Турфирмы занимаются, по сути, предпринимательской деятельностью. И они несут ответственность за нарушения обязательств по договору, в том числе и за нарушения, допущенные перевозчиками. Такая ответственность наступает независимо от вины самой турфирмы. Турецкий перевозчик допустил нарушение неимущественных прав (в частности, ульяновцы повредили здоровье).

Что касается выплат, то они предусмотрены Законом РФ «О защите прав потребителей», так как оказались нарушены права потребителя туристических услуг. В результате аварии отец, мать и дети получили различные травмы. Например, девочке сделали операцию и наложили около тридцати швов на спину и руку. Ульяновские врачи потом нашли у нее черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга. Она лежала в Ульяновской областной детской клинической больнице. В школе ребенок освобожден от физкультуры и находится под наблюдением медиков. Поэтому компенсация морального вреда для всей пострадавшей семьи составила в общей сложности 200 тысяч рублей.

Перелет

Летом прошлого года супруги Веланины (фамилия изменена) купили за 64 тысячи рублей турпутевку в Турцию на десять дней в одном из местных тур-агентств. Специально взяли такую путевку, чтобы вылет был из Ульяновска (соответственно и прилет туда же), так как с ними летел малолетний ребенок. Отдохнули хорошо. Настало время возвращаться домой. Обратный вылет был запланирован на 14 июля. Но представитель туроператора не прибыл за ними в отель, и семья в тот день не улетела. Тогда Веланиным предложили вернуться на родину на следующий день, правда через Казань. При этом предложили вместо трех мест два (типа — ребенка посадите на руки). Но и на тот рейс ульяновцев тоже не посадили. Лишь 16 июля они вылетели из Турции, правда не в Ульяновск, как значилось в договоре, а в Самару.

В итоге Веланиным пришлось самостоятельно добираться до Ульяновска. По прибытии домой они подали иск в суд, настаивая на том, чтобы им вернули деньги за путевку и выплатили компенсацию морального вреда, так как туроператор нарушил Закон «Об основах туристской деятельности в РФ».

Суд частично удовлетворил иск и постановил выплатить в качестве компенсации за моральный вред 40 тысяч рублей. Туроператор не согласился с решением суда и подал кассационную жалобу. Мол, мы все сделали правильно, информацию о вылете довели. Семья улетела без всяких доплат.

Но судебная коллегия оставила жалобу без изменений. Как и в предыдущем случае, суд мотивировал свое решение тем, что по закону туроператор несет ответственность перед туристом. А был нарушен не только срок предоставления услуги по перелету, но и другие условия договора.

(По материалам пресс-службы Ульяновского облсуда)

Памятка туристу

На что следует обратить внимание при заключении туристического договора?

— Внимательно отнеситесь к оформлению документов: если есть в чем-то малейшие сомнения, спрашивайте сотрудников фирмы и добивайтесь полного разъяснения, требуйте отразить это в договоре или путевке, — посоветовал ульяновский юрист Анатолий Сухнов.

— Конкретно на что обратить внимание, вы можете прочитать на сайте «Российский союз туриндустрии», там все прописано, — порекомендовала нам менеджер одного из ульяновских турагентств Ольга Иванова.

В договоре обязательно должна быть полная информация о туроператоре, его регистрационные, лицензионные и банковские реквизиты, адрес. Подписывать договор желательно после того, как его подпишет представитель фирмы и будет поставлена печать.

В договоре должны быть четко указаны условия его расторжения по инициативе заказчика. Обратите внимание на сроки расторжения договора (они отсчитываются от начала тура) и на штрафные санкции.

Также обратите внимание на пункты, предусматривающие расторжение и изменение договора по инициативе турфирмы. Без веских оснований турфирма не может расторгнуть договор с туристом. Без согласования с вами турфирма не может менять программу тура и маршрут путешествия, включая размещение в гостиницах определенной категории. Но учтите: Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что турфирма не несет ответственности за неисполнение своих обязательств по договору, если докажет, что причиной были обстоятельства непреодолимой силы (например землетрясения, наводнения и так далее, то есть тот самый форс-мажор).

Самым внимательным образом проверьте условия расторжения и изменения договора, возврата денежных средств! На устные заверения (если эти пункты не прописаны в документе) и внимания не обращайте. Все ваши пожелания, если они не противоречат условиям тура, должны быть документально отражены в договоре или путевке.

Учтите, что фирма несет ответственность и за перевозчиков. Порядок предъявления претензий по качеству услуг желательно отразить в договоре, но если это и не сделано, вы вправе предъявить претензии в течение 20 дней с момента окончания тура согласно Закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Если в десятидневный срок фирма не отреагировала на вашу претензию, подавайте иск в суд.

Арсений КОРОЛЕВ