СЛЕДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: «ПРИ ПОКУПКЕ ТОМОГРАФА ПОХИТИЛИ ЕЩЕ 16 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ».

Под нынешним министром здравоохранения Ульяновской области Валентиной Карауловой, похоже, закачалось кресло. В редакцию газеты «Закон и Единство» пришло письмо от и.о. руководителя следственного управления по Ульяновской области генерала-майора юстиции А.М. Евдокимова, в котором говорится о возбуждении уголовного дела по ч.4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное организованной группой, либо в особо крупном размере». Занимается им отдел по расследованию особо важных дел СУ.

Знакомая схема

Вот что говорится в письме: «Установлено, что с период с ноября 2010 года по декабрь 2010 года неустановленные лица, работающие в коммерческих организациях, при поставке для нужд ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница №2» рентгеновского компьютерного томографа по государственному контракту №162 от 29.11.2010, заключенному министерством здравоохранения Ульяновской области, путем обмана и злоупотребления доверием, используя ООО «Компания «Евростандарт», похитили в особо крупном размере государственные бюджетные денежные средства в размере более 16 миллионов рублей».

Согласитесь, знакомая схема? Именно из-за причастности к похожей афере попал за решетку экс-министр областного Минздрава Федор Прокин. Недолго пробыли в министерском кресле и два его преемника – Владимир Петров и Александр Никляев (с именем первого также связан скандал с приобретением томографов). Недаром должность руководителя ведомства назвали «неблагодарной». Хотя такой ее сделали сами чиновники: похоже, что махинации, касающиеся проведения конкурсов на закупку дорогостоящей техники, стали настоящим бичом регионального Минздрава. Бюджет теряет огромные суммы денег, которые могли бы пойти на более насущные нужны – выплату зарплат, обеспечение нормального питания в больницах, строительство детских садов… Ведь речь идет не о десятках, и даже не сотнях, а о миллионах рублей!

Мышиная возня

Вкратце напомним о том, как развивалась ситуация. Началось все с того, что для специализированного травматологического центра при Ульяновской областной клинической больнице №2 было решено закупить компьютерный томограф. Оборудование, несомненно, важное и нужное, если учитывать, что в этом лечебном учреждении планируется оказывать помощь пострадавшим в ДТП. Однако, как стало известно редакции «Закона и Единства», руководитель центра Алексей Куринный еще до объявления конкурса высказал предпочтение прибору определенной фирмы, который, по своим характеристикам, несомненно, хуже представленного аналога. На вопрос, почему именно этот томограф, в разговоре с сотрудниками регионального Минздрава Алексей Владимирович пояснил, что фирма дает бонус к прибору – кондиционер, а и его специалисты вполне согласны с таким выбором.

Впрочем, Минздрав, памятуя о прошлых ошибках, составил грамотно написанное техзадание, которое давало возможность принять участие в конкурсе всем четырем производителям, выпускающим на сегодняшний момент компьютерные томографы подобного класса. Но события разворачиваются неожиданным образом. Один из участников аукциона – компания «Евростандарт», являющаяся дистрибьютором «Дженерал Электрик» (томограф именно этой фирмы лоббировал Куринный) подает в московскую ФАС жалобу. В ней указано, что техзадание ульяновского Минздрава якобы написано под прибор фирмы «Сименс». Валентина Караулова, которая в тот момент исполняла обязанности министра здравоохранения, по каким-то причинам решила не отстаивать ТЗ (а как еще трактовать тот факт, что она посылает в Москву, «на ковер» в ФАС, не технических специалистов, и не своего зама Мидленко, который, как говорится, «в теме», а неопытного юриста). Результат предсказуем: техзадание «забраковывают». А на конкурс выставляется новое ТЗ, с «нужными» характеристиками.

Судя по всему, жалоба была подана лишь с одной целью – затянуть сроки проведения аукциона. В этом случае «Евростандарт» оказывался в выгодном положении. Срок поставки томографа по контракту – 30 дней. За каждый день недопоставки фирма-победитель должна была бы заплатить более миллиона рублей. Если учитывать, что происходило это все незадолго до Рождества, можно предположить, что компании, которым пришлось бы заказывать и везти оборудование из-га границы, попросту не стали бы рисковать. А томограф «Евростандарта» уже находился в России.

Караулова, конечно, решила подстраховаться – после того, как первое ТЗ было забраковано, она оправила новое техзадание в контрольный департамент регионального правительства, а затем – на экспертизу в Торгово-промышленную палату, откуда пришло заключение со строгим указанием: изменить характеристики мощности генератора, и поменять еще несколько десятков параметров, чтобы ТЗ было максимально справедливым и честным. Но опубликованное техзадание, побывавшее перед тем в руках у Куринного, разошлось с рекомендациями от палаты по нескольким позициям. Сделать уже ничего было нельзя – поджимали сроки. В результате конверт с заявкой остался только один – от «Евростандарта». Компания добилась своего – выиграла конкурс на поставку томографа фирмы «Дженерал Электрик». Причем по максимальной цене, которая была заявлена.

«Тяжелая» проблема

Самое неприятное выяснилось уже после конкурса. Томограф «Дженерал электрик», не соответствовал ТЗ по важному параметру. Более того, он вообще должен был быть исключен из списка претендентов! В техзадании имелся пункт: «максимальная длительность сканирования в спиральном режиме». Заявленные цифры – не менее 100 секунд. А «Дженерал электрик» дает только 60. Между тем, это важный параметр, обеспечивающий увеличение площади сканирования и дающий врачам более полную картину повреждений.

Еще один немаловажный момент: на сайте госзакупок было опубликовано разъяснение: «Проектируемая проектная расчетная нагрузка на перекрытие равна 868 кгс/м2. Несущая способность железобетонных плит перекрытия равна 1160 кгс/м2». А у «Дженерал электрик» этот показатель равен 1448 кгс/м2! Проще говоря, именно этот томограф слишком тяжелый. Его нельзя устанавливать в предназначенном для него помещении без серьезных нарушений технических требований. Не исключено, что он может провалиться на цокольный этаж или привести к деформации стен…

Томограф в специализированном травматологическом центре уже установили. «Евростандарт» даже милостиво сделал скидку в 10 процентов – эти деньги должны были пойти на укрепление полов в помещении, где установлен прибор. Однако даст ли кто-то гарантии, что беды не случится? Ведь томограф значительно раза тяжелее разрешенной нагрузки… Да и от того, что полы укрепят, технические характеристики томографа не изменятся.

Самое печальное, что избежать этой ситуации было можно. Например, написав запрос производителю, который подтвердил бы, что дорогостоящий прибор не соответствует необходимым параметрам. Но… руководство областного Минздрава молчит. Видимо, надеясь на то, что «пронесет».

Мы же надеемся, что справедливость восторжествует.

На те же грабли

Пытаясь разобраться в «деле о томографе», мы поняли простую вещь – большинство инстанций, в которые мы обращались, совершенно не заинтересованы в том, чтобы махинации вышли наружу. Первые же материалы, которые были опубликованы в «Законе и Единстве» и все сопутствующие им документы, мы выслали в областную прокуратуру с пометкой «СВЕРХСРОЧНО». Однако, по имеющейся у нас информации, ни один сотрудник прокуратуры не проявил явного интереса к истории со злополучным томографом. Не было ни визитов в Минздрав и департамент госзакупок, ни телефонных звонков. Прокуратура лишь прислала ответ, в котором уведомила нас, что телеграмма перенаправлена в Федеральную антимонопольную службу.

Письмо от ФАС только подтвердило наши опасения. Антимонопольщики просто написали – да, жалоба «Евростандарта» имела место быть, и меры были приняты. Никаких заявлений по поводу выявленных нами фактов. Никакой реакции!

И только после того, как мы подключили иные ресурсы, попросили о помощи депутатов Государственной думы, было наконец-то возбуждено уголовное дело.

Один раз наступив на грабли, умный человек делает вывод. Когда же грабли бьют тебя по лбу уже в третий (четвертый, и так далее) раз – вывод можно сделать уже об этом человеке. Или ведомстве. Или системе в целом.

Мы будем следить за развитием событий. Всегда ваши, редколлегия газеты «Закон и единство».