Областное руководство высказало интерес к возможности увеличения возраста Симбирска-Ульяновска. Специалисты не уверены, что найдется повод, чтобы состарить город, но надеются, что появившийся интерес пойдет на пользу исторической науке.

Внимание руководства области к прошлому нашего края привлек председатель Ульяновского отделения Союза чувашских краеведов Николай Казаков. Напомним, еще в прошлом году он отправил мэру и губернатору обращения с просьбой рассмотреть возможность «состарить» Ульяновск до 1145 лет. Ссылался при этом краевед на свод булгарских летописей «Джагфар тарихы», в котором указано, что Симбирск был основан в 866 году.

В первый раз обращение еще в октябре прошлого года рассматривали в Краеведческом музее историки, архивисты, археологи и другие специалисты. Почти сразу же на совещании выяснилось, что верить «Джагфар тарихы» с ходу нельзя.

Эта летопись стала известна только в конце прошлого века, и многие склонны считать ее подделкой. Поэтому решено было отправить запросы в авторитетные академические институты о том, можно ли опираться на данные, указанные в «Джагфар тарихы».

В начале этого года заняться темой возраста Симбирска-Ульяновска еще раз поручил губернатор. Произошло это после публикации в одном из местных СМИ письма «Возраст города Симбирска 1145 лет, возможно, соответствует истине».

Письмо было направлено в Ульяновск из Болгарии доктором военных наук Ангелом Христовым. Автор письма просил власти изыскать средства на проведение радиоуглеродного анализа археологических находок, сделанных в регионе.

На днях «круглый стол» по вопросу возраста города в Краеведческом музее был собран еще раз. На нем выяснилось, что уже пришедшие из институтов Москвы и Санкт-Петербурга ответы на запросы музея подтверждают, что «Джагфар тарихы» специалисты считают подделкой. А даже если свод летописей в чем-то и опирается на подлинные сведения, то указанная в нем хронология должна быть мусульманской. Ее 866 год приходится на христианский XV, а не IX век.

Но, несмотря на это, точку в изучении вопроса о возрасте Ульяновска решено не ставить. По предложению областного комитета по культурномунаследию, организовавшего «круглый стол», будет создана специальная рабочая группа, которая займется уточнением и обоснованием даты основания Симбирска.

На данный момент исследователям очень мало известно об истории Симбирска средних веков, объясняет профессор УлГТУ Владимир Гуркин, присутствовавший на совещании: «Что касается древней истории Симбирска, первых месяцев строительства кремля, мы знаем очень мало. У нас просто не хватает данных.

Архивы русские, хранившиеся в Симбирске, горели не один раз. Копии архивов, которые хранились в Москве, также пострадали значительно. Но во многих архивах Москвы, Санкт-Петербуга, за рубежом есть информация по нашей ранней истории. Ее нужно выявлять, поэтому и предложено создать рабочую группу специалистов по истории и разработать программу планомерного изучения археологических данных и архивных документов».

Главная проблема в этом изучении, отмечает Гуркин, – финансирование. Пока ни на архивную работу, ни на археологические исследования область средств не выделяет.

Археолог, доцент УлГУ Александр Вискалин также говорит о том, что вопрос о возрасте города – редкая возможность для ученых получить средства на исследования. А радиоуглеродный анализ найденных на территории Ульяновска образцов керамики, о проведении которого говорят краеведы, может внести ясность в то, в какие именно годы и каким образом существовали здесь средневековые поселения, уточняет Вискалин.

Сомнений в том, что город был построен не на пустом месте, у историков нет и сейчас. Но когда именно возникали другие поселения и могли ли они существовать вплоть до начала строительства Симбирской крепости, на эти вопросы ответов пока нет. А основанием для изменения возраста города может быть только факт существования такого поселения вплоть до 1648 года, когда уже русскими начала возводиться крепость – чтобы история поселения была непрерывной.

«Наука все это знает, но встает вопрос денег и желания властей их найти», – говорит Александр Вискалин. Впрочем, отмечает археолог, к историческим поискам могут подключиться и неравнодушные ульяновцы, ведь проведение радиоуглеродного анализа стоит не так дорого. Нескольких десятков тысяч рублей хватит на исследования, способные пролить свет на неизвестное нам пока прошлое города.

Как бы только заказчики исследования не попытались применить его результаты в собственных интересах, а не ради восстановления исторической правды.

Лидия Пехтерева