«МегаФон» прогнозирует миграцию мобильных мошенников в провинцию.

Во вторник представители компании «МегаФон» подвели итоги 2010 года по реализации программы по борьбе с мобильным мошенничеством: за год количество жалоб на мобильных мошенников с учетом прироста абонентской базы снизилось на 35%.

В 2010 году специалисты компании обработали около 55 тысяч жалоб клиентов на факты и подозрение в мошенничестве. Из всей этой массы 7 тысяч жалоб касались действий поставщиков услуг – дилеров. Такое же количество было зафиксировано в отношении интернет-провайдеров. Остальные около 40 тысяч представляли собой сообщения о злоумышленных действиях третьих лиц. В эту категорию вошли разнообразные мошеннические сообщения о мнимом выигрыше, «звонки из банка».

Другим популярным в мире мошенников приемом является так называемый винлокер. Эта схема предполагает тесное сотрудничество с компьютерными вирусо-писателями. Винлокер выводит на экран ПК доблестного сотрудника офиса сочный пор-нотизер. Чтобы убрать таковой с глаз коллег, пользователю предлагается послать SMS на короткий номер. Работники офиса, как показывает статистика оператора, таки шлют.

2010 год также отметился изменением схемы монетизации мошеннического бизнеса. Если ранее злоумышленные операции проводились в рамках операторской инфраструктуры, то теперь преступники, ввиду активизации борьбы с ними, прибегают к помощи сторонних ресурсов. Так, при попытке получить деньга жертвам предлагается перевести таковые на счета в структуре уличных терминалов оплаты.

В конце 2010 года,- как отметил начальник департамента по гарантированию доходов и управлению фродом (от англ. fraud – мошенничество) «МегаФон» Сергей Хренов, была придумана новая схема, при которой мошенники предоставляют потребителю услуга с некорректным указанием условий. В этом случае пользователь вынужден тратить гораздо больше денег на оплату счетов. Схема очень популярна у дилеров. Операторы прекращают сотрудничать с нечистыми на руку.

Отдельно Сергей Хренов высказал мысль, что в следующем году центры распространения мобильного мошенничества переместятся на периферию. Тесное сотрудничество ведущих операторов в борьбе с мошенничеством вынуждает злоумышленников искать менее активную в этом смысле площадку.

Отдельное внимание в ходе видеоконференции было уделено мерам, принятым оператором для борьбы с мобильным мошенничеством. По сути, в «МегаФоне» она ведется по трем направлениям: оптимизация процессов производства; услуга для защиты абонентов; информационная поддержка.

По словам господина Хренова, за 2010 год оператор проделал большой объем работы по унификации отношений с контент-провайдерами (которые ранее без должного контроля были рассадником всяческого мошенничества). Также была оптимизирована работа по предупреждению клиентов о возможных опасностях. Отдельного упоминания стоит сотрудничество с ведущими антивирусными лабораториями.

Помимо активной работы по устранению последствий действий злоумышленников «МегаФон» принял целый комплекс мер по предотвращению случаев мошенничества. В частности, в июне 2010 года оператор запустил интернет-проект, посвященный практическим советам по противодействию мобильным преступникам (портал stopfraud.megafon.ru). С момента запуска сайт посетили более 650 тыс. человек. Посредством этого же сайта «МегаФон» смог обработать около 3 тыс. сообщений о случаях мошенничества.

Технический арсенал средств по противодействию мошенничеству пополнился также системой Advice of Cnarge – сервисом автоматического информирования о стоимости контента. Схожий функционал имеет помимо названной бесплатная услуга «Мобильный прайс», позволяющая узнать стоимость исходящего SMS на короткий номер.

В настоящий момент «МегаФон» ведет сотрудничество с лабораторией Касперского. А с 16 февраля стартует совместный проект оператора с «Доктором Вебом». Суть последнего будет заключаться в предоставлении пользователю бесплатной услуга разблокирования компьютера, пораженного винлокером, посредством отправки бесплатного SMS по официальному каналу «Мегафона».

В будущем, пообещал господин Хренов, «МегаФон» будет стремиться к более тесному сотрудничеству с правоохранительными органами против этой проблемы. Однако, как подчеркнул представитель оператора, отвечая на прямой вопрос журналистов, сегодня приходится признать, что мошенники часто остаются безнаказанными. За минувший год против мошенников был вынесен всего один обвинительный приговор. Сложность в легальной борьбе с этим злом заключена как в слабой законодательной базе, так и в путанице при распределении компетенций, поскольку, как отметил Хренов, оператор просто не вправе дублировать работу правоохранительных органов.

Ева Невская