В Ульяновске завершается информационный этап конкурса «ТЭФИ-Регион».

Сегодня, 17 февраля, в 19.00 в Ульяновском драматическом театре имени И.А. Гончарова состоится церемония объявления финалистов конкурса «ТЭФИ-Регион-2010» в номинации «Информационное телевещание».

Конкурс проходил в Ульяновске три дня, и выбирать победителя строгому и бескомпромиссному жюри под председательством Владимира Познера пришлось из 275 работ, присланных со всех городов России — от Твери до Красноярска. В эти три дня в Ульяновске случился настоящий звездопад. К нам приехали звезды отечественного телевидения первой величины: Яна Поплавская, Эрнест Мацкявичюс, София Шеварднадзе, Елена Масюк, Вадим Тихомиров и другие.

Кстати, Владимиру Владимировичу Познеру от «Народной газеты» отдельное спасибо. В день своего прилета в Ульяновск он буквально спас нашего фотокорреспондента Владимира Ламзина. В самый разгар «фотосессии» в аэропорту «Ульяновск-Центральный» к нашему фотографу подошел сотрудник охраны аэровокзала и, ссылаясь на запрет фотосъемки режимных объектов, попросил удалить с камеры нежелательные кадры, прекратить съемку и покинуть здание.

Сначала на помощь Владимиру пришла министр внутренней политики региона Татьяна Кириллова, оказавшаяся в числе встречающих. Она уже была готова звонить губернатору, чтобы уладить ситуацию, когда в конфликт вмешался Познер.

— Я всю жизнь летаю, и ни в одном аэропорту мира не встречал подобных запретов, — строго сказал Владимир Владимирович. — На мой взгляд, это нарушение прав и свобод СМИ. Спорить с популярным телеведущим милиционер не стал.

Вселенская обреченность ульяновского телевидения

За сутки до прилета телезвезд в Ульяновск прибыли организаторы «ТЭФИ-Регион» — известный нижегородский тележурналист Нина Зверева и ее земляк прославленный оператор Михаил Сладков.

Нина Витальевна в Ульяновске не в первый раз и с работой наших телевизионщиков знакома не понаслышке. Она почти уверена, к ее глубочайшему сожалению, что в нынешнем конкурсе у ульяновского информационного телевидения шансов практически нет:

— Комплиментов в адрес ваших региональных телекомпаний я, к сожалению, сказать не могу. Как не могу сказать, поменялось ли что-то в их работе, пока меня не было в Ульяновске. В этот приезд я еще не видела эфиров, но когда полгода назад встречалась с ребятами с ваших каналов, слышала лишь жалобы и никакого позитива, никаких предложений, как сделать телевидение в Ульяновске лучше. Оно здесь, как везде, не хуже и не лучше. И мне хочется верить, что «ТЭФИ-Регион» будет вашим телевизионщикам полезен в смысле всплеска творческой активности. Ведь таланты здесь есть. В этом я убедилась в свой прошлый приезд во время конкурса «Мистер и Мисс Пресса». Кстати, мы его у вас позаимствовали. Теперь у «ТЭФИ-Регион» будут свои Мистер и Мисс.

— Вы согласны с расхожим мнением, что сейчас в провинции телевидение лучше, чем в Москве?

— Это расхожее мнение, но не мое. Я вовсе не считаю, что все хорошее аккумулируется в провинции. Можно говорить о конкурентоспособном провинциальном телевидении. В Сибири и на Урале сегодня трудятся лидеры телерегионалов. Я считаю, что в Ульяновске мало телекомпаний. Должно быть шесть-семь. А количество и качество телевидения, на мой взгляд, находятся в прямой зависимости.

— Есть ли смысл в проведении фестиваля «ТЭФИ-Регион»?

— Все-таки есть, потому что надо работать. В Костроме ты или в Ульяновске, надо делать новости. Наш конкурс показывает, как именно надо работать. Здесь ничего нельзя купить. И с членами жюри из Москвы невозможно договориться. Это честные соревнования и потому нужные.

— В ульяновской телевизионной молодежи поразила какая-то вселенская обреченность, — продолжает тему Михаил Сладков. — Они ничего не хотят менять и меняться сами. Вот за большие деньги — пожалуйста. Но ведь профессионал только тогда профессионал, когда он сначала любит свое дело, а потом сопутствующие материальные блага.

Тем не менее Михаил Анатольевич надеется, что новые имена, которые откроет нынешний конкурс, станут одним из подарков на его 65-летие, которое он будет праздновать через неделю после награждения победителей ульяновского этапа конкурса в Таганроге.

Яна Поплавская плакала над своим теледебютом

Главная Красная Шапочка страны, напротив, считает, что у телевизионщиков именно в провинции есть желание уметь и учиться:

— Москвичи ленивы и инерт-ны. Я преподаю тележурналистику в МГУ и не вижу у московских ребят особого рвения. Они в своей массе сидят и ждут, что кто-то придет и принесет все на блюдечке с голубой каемочкой. Не будет этого.

— Быть в жюри и выбирать легко?

— Труднее, чем самой участвовать в конкурсе. Ведь хочется быть абсолютно честным и максимально беспристрастным, хотя последнее вряд ли возможно. Мы же не пирожками торгуем. По достоинству оценить настоящее и профессиональное очень сложно.

— А вы помните, что было самым трудным для вас, когда вы, известная уже киноактриса, пришли на телевидение?

— Сентиментальность и персонификация в отношении собеседника. Я же действительно пришла в 1992 году кинозвездой и думала, что справлюсь, хотя, как сейчас понимаю, более опытные коллеги за моей спиной обсуждали, зачем это нужно мне и, главное, зачем я нужна им. Первая моя самостоятельная телевизионная работа была про хоспис. Я тогда не оценила свои силы. Когда увидела результат, ушла в туалет и долго там рыдала. Потом плакала в машине, думая, что не смогу заниматься этой профессией никогда. Лишь с годами поняла, что без мозолей на сердце стать профессиональным тележурналистом невозможно. И, кстати, понять мне это помог человек, которого я считаю своим Учителем, — Владислав Листьев.

На Эрнесте Мацкявичюсе поставили крест. И были неправы

К терпению в профессии призывал в беседе с «НГ» и Эрнест Мацкявичюс, постоянный ведущий «прямых линий» с президентом Медведевым и премьер-министром Путиным на канале «Россия-1».

— Я, например, жесткий руководитель, но если говорю своему подчиненному, что его сюжет никуда не годится, а он идет плакаться коллегам и утверждает, что я идиот и ничего не понимаю, то такому человеку на телевидении делать нечего. В это трудно поверить, но на мне тоже ставили крест. В недолгий период моей работы на канале ТВ-6 редакторы говорили мне, что мой «потолок» — быть информационным телеведущим, что я никакой не телеинтервьюер. Но я-то верил в себя и хотел доказать свою состоятельность. Результат налицо. И, кстати, проект, с которым я стартовал на канале «Россия», был сделан именно в жанре интервью.

— Вы посмотрели достаточное количество работ, чтобы судить, насколько

московский фильм влияет на региональное телевидение и хорошо ли это.

— Ничего страшного, во всяком случае, в этом нет. Мы ведь в Москве тоже ориентируемся на западное телевидение, подражаем им и имиджево, и в форме и манере подачи новостей. Другой вопрос, что, если, подражая и копируя регион, телеканалы будут привносить в свою работу что-то новое, только тогда подобная «имитация» пойдет на пользу. Нынешний «ТЭФИ-Регион» тому наглядное подтверждение. Среди представленных работ много таких, что смотришь и думаешь: этих людей не только можно и нужно учить, но и необходимо учиться у них.

Николай ВЛАДИМИРОВ, Екатерина МОСКВИЧЕВА