Удивительно было видеть своего знакомого – студента кафедры журналистики – в белой рубашке. Впрочем, повод был: парень пожертвовал имиджем неформала ради Владимира Познера, который посетил УлГУ 16 февраля в рамках «ТЭФИ-Регион».
Трудно представить, какой еще телевизионщик может так захватить умы студентов. «Познер, Познер, Познер!» – несется со всех сторон. Зал был забит полностью. Тут не только студенты журналисты, но и филологи, культурологи, люди, вообще не связанные с УлГУ. Познер вошел в зал в сопровождении ректора Бориса Костишко, который первым делом предложил Владимиру Владимировичу стать почетным профессором университета. Познер вроде не отказывался, но потом, начиная беседу, сказал: – Я глубоко убежден, что нельзя научить человека быть журналистом и что факультет журналистики вообще излишняя вещь, особенно, учитывая, что попадают туда со школьной скамьи. Здесь все преподается хуже, чем на других факультетах. Кроме того, журналисту нужен опыт. Нет никакой теории журналистики, это все бред. А лиды и заголовок можно и зайца научить писать. Журналистика – это образ жизни и очень конкурентная профессия. Здесь, если ты не первый, то ты никто. Вас многих ждет разочарование.
Очень странно было слышать это тем, кто уже учится на журналиста, от того, кого всегда ставят в пример как профессионала с большой буквы. Впрочем, Познер в самом деле не имеет журналистского образования.
– Я заканчивал биологический факультет и мечтал изучать тайны человеческого мозга, мечтал сделать то, чего не сделал Павлов. К третьему курсу понял, что я не ученый, а в журналистику попал еще позже (уже после того, как поработал литературным секретарем у Маршака) и случайно. И вдруг почувствовал, что вот это – мое. У меня к тому времени уже был какой-то жизненный опыт.
Но что же делать – раз уж приехал такой человек, значит надо у него учиться.
– Нам вас часто приводят в пример как лучшего интервьюера в России, поделитесь вашим секретом, – попросила одна из студенток, но Познер прервал: – Ну почему на российском телевидении?
В мире вообще! – зал хохочет. Очень интересно наблюдать за человеком, который шутит не искрометно, а даже сдержанно, но при этом настолько всех обволакивает своей харизмой (которая, кажется, была выражена в его свитере непонятного цвета), что смехом заливаются все – и абсолютно искренне, а не так, как подчиненные перед начальником. Секретом в итоге Познер поделился, сказав, что важны талант и харизма.
Живым примером выглядел он сам. Тем удивительнее было видеть, что Познер – человек обычный, и даже рост у него не под два метра, а самый что ни на есть средний.
Были затронуты и другие вопросы. В частности, Познер рассказал о своем мнении по поводу речи Леонида Парфенова на вручении премии имени Влада Листьева (лейтмотив – тележурналистику приравняли к сфере услуг власти): – Было все очень странно: во-первых, он читал с листка – а он никогда не читает, вовторых, очень нервничал, хотя камеры никогда не боялся. Но в оценке с ним я со всем согласен, но место для такой речи было неправильным. Вот если бы он эту речь в Кремле сказал, было бы уместно, да и то не совсем понятно, кому была бы она адресована.
Познер рассказывал и о своей программе «Познер». В разговоре с Путиным он спросил, можно ли приглашать в нее оппозицию, и премьер-министр не возразил.
– Хочу теперь пригласить Немцова. Посмотрим, что получится. Ведь есть ненаписанный список лиц, которых я не могу пригласить. Нам очень мешает, что власть рассматривает СМИ как свой инструмент. Ситуация со свободой слова у нас плохая, но при этом – нет цензуры, есть колоссальная самоцензура. Всегда все думают – как бы чего не вышло! Есть у Евтушенко такие строки: Сосед ученый Галилея Был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится Земля, Но у него была семья.
Это очень простой ответ на вопрос о свободе слова. Когда люди боятся что-то сказать, это не нормально. Четвертой власти у нас нет!
После окончания беседы студенты кинулись брать автографы у Познера. Тот долго подписывался и извинялся за то, что не сможет подписать всем. Его фотографировали и хвалили, восхищались им, словно забыв, что кумир только что сказал, что зря вы все на журналистику подались – научиться ей нельзя.
Сергей Гурьянов