В канун Дня Защитника Отечества «Молодёжная газета» встретилась с Народным учителем России Юрием Ивановичем Латышевым, 57 лет посвятившим профессии преподавателя истории и воспитавшим не одно поколение молодых патриотов. Основной темой беседы стало состояние системы российского образования и её реформа, тревожащая всех без исключения родителей школьников и учителей страны. В профессию Юрий Иванович Латышев попал случайно. Он мечтал учиться в авиационном институте, но когда заболела его мама, с этой идеей пришлось расстаться. Юрий решил поступить на физико-математический факультет и попросил друзей занести туда свои документы, так как сам был на соревнованиях. Однако товарищи посчитали, что на истфаке не хватает спортсменов… Так Юрий Латышев, математик по складу ума, мечтавший стать лётчиком, стал отличным историком, Народным учителем. Своей жизнью он доказал, что существовавшая в Советском Союзе система образования давала достаточно знаний, чтобы свободно выбирать будущее. В 2005-м году Юрию Латышеву, первому в Ульяновской области, Указом Президента России было присвоено звание «Народный учитель России». С 1990 года он ведёт недельные республиканские семинары, через которые прошли уже более 600 человек. Юрия Латышева приглашают на открытые уроки и лекции в Воронеж, Мурманск, Сургут и многие другие города страны… – История в таблицах и схемах для лучшего запоминания, неповторимая манера преподавания, уроки политинформации, ставшие нравственными тренингами на всю жизнь… В чём ваш секрет? – К любому ученику важно найти подход, побудить человека делать что-то, но без нажима. «Уроки нравственности», как мои ученики называют пятиминутки политинформации, я провожу в школе уже почти пятьдесят лет. Их задача – научить детей понимать законы общества и иметь свою жизненную позицию по любому вопросу. Мы проводим анализ газетных статей, материалов из Интернета, тем телепередач, затрагиваем вопросы прав и свобод граждан, оцениваем, так сказать, «толщину масла на нашем бутерброде». Мои ученики понимают: если на 20% повысилась пенсия, нужно поинтересоваться – а что с инфляцией? – Самый острый вопрос, который обсуждают родители и школьники сейчас – это введение нового образовательного стандарта. Как вы лично относитесь к этому новшеству? – Образовательный стандарт – это госзаказ, на который должна ориентироваться школа. Новый стандарт изначально поставил во главу угла физкультуру. Про математику «забыли» – это парадоксально. Вспомните, когда начали сдавать ЕГЭ, его результаты показали совсем не радостные знания детей математики. Так почему же сейчас, вдруг, в обход всякой логики, эта наука оказалась где-то на задворках?.. – Но, кроме математики, которая из-за нового образовательного стандарта, возможно, станет платной, будут введены и новые обязательные предметы, в частности, так называемый «индивидуальный проект», суть которого многие не понимают… – У меня вся технология построена на проектном методе, мне это проще понять. Индивидуальный проект может быть по любому предмету. Например, каждый ученик пишет собственный проект по истории – к примеру, «Золотой век Екатерины». А потом одноклассники на уроке обсуждают эту тему и изучают её вместе с учителем, ведь на занятие они приходят уже подготовленными. Но, к сожалению, я не уверен, что нынешняя школа готова целиком перейти на такую систему. Сейчас в ней чаще царят отношения «я учитель – ты ученик», «я говорю – ты делаешь, учишь, идёшь», а зачем и куда – далеко не каждому ребёнку понятно… – Нужны ли современной школе реформы, которые проводит Правительство? – Два года назад я задал вопрос министру образования Фурсенко: «Зачем нужна школа, после которой дети вынуждены учиться ещё и у репетиторов?». «Вот потому и реформируем», – ответил он, вызвав в зале, где находились педагоги, недоумение. Я уверен, что нужно не реформы городить, а менять само отношение к профессии учителя. К сожалению, сейчас в педуниверситеты в большинстве идут те, кто не поступил в другие вузы. К школе возрастают требования, а потенциальный учительский уровень понижается. Просветители Европы 18-го века говорили так: «Страна, которая пошлёт своих лучших сыновей на учительскую профессию, станет процветающей». У нас пока наоборот… Кстати, ещё одним ударом по образованию становится введение ювенальной юстиции, которая, на мой взгляд, разрушит и русскую семью, и школу. Дайте детям право подавать в суд – они засудят и родителей, и учителей. А под дамокловым мечом работать никто не станет… – Получается, реформируем, чтобы непонятное сделать ещё более непонятным? – Понятной была советская система образования, носившая энциклопедический характер. Дети после неё, впитав знания, могли приобщаться к той или иной сфере. Я считаю, что гуманитарное образование – это база для развития способностей, умения видеть, рассуждать, оценивать, а математика даёт всё остальное. Сейчас нам предлагают, чтобы дети сами выбирали предметы для изучения. Убеждён: подобная профилизация в рамках нынешней системы образования невозможна. Нельзя заранее точно определить склонности ребёнка к тому или иному предмету, тем более это не может сделать сам ученик. В советское время создавались профильные школы, но работали они при университетах, а одарённых в той или иной сфере детей туда набирали со всей страны. – Сейчас учителей и родителей активно успокаивают, внушая им, что образовательный стандарт будет доработан… – Утверждение стандарта отложили на два месяца. Но в депутатском корпусе Госдумы бытует мнение, что существенных изменений в нём не будет. Остаются обязательные бесплатные предметы. Математику дадут, но только несколько часов, а этого совершенно недостаточно: чтобы поступить на физмат, например, точно придётся добирать часы, но уже платно. Сказать честно, все эти непонятные шаги с образовательным стандартом мне напоминают уловку наркодельцов – первый укол бесплатно. Вроде, нас пытаются успокоить, но в то же время не дают гарантий, что образование не будет платным. Всё это похоже на антураж… – Президент Дмитрий Медведев признал, что имеется много фактов подтасовки исторических событий, касающихся Второй Мировой войны… – Сейчас 80% опрошенных на Западе считают, что во Второй Мировой войне победили США. И это закономерный результат. Вспомните фильмы Би-Би-Си, в них на линкоре «Миссури», когда подписывается акт о капитуляции Японии, крупным планом показывают американского адмирала, в то время как наш генерал Деревянко лишь мелькает в кадре. А что происходит с учебниками истории? Целый параграф посвящен объяснениям, почему наша армия проигрывала в 1941-м году, зато нет ни слова о тружениках тыла… Одной истории написать нельзя. Она разная в глазах участников одного и того же события – маршала, офицера, рядового солдата. Но есть истории героизма конкретных людей и, если мы хотим воспитать нацию, то на них и нужно основываться. – Ваши пожелания читателям «Молодёжной газеты»… – Россия за свою историю пережила многие годы лихолетья, и всегда её спасали граждане. Но при одном условии – если они были физически и нравственно здоровыми. Желаю всем физического и нравственного здоровья! Екатерина ЧИСТОХОДОВА Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Антон
Полностью согласен с Юрием Ивановичем!
пользуясь случаем, хочу сказать большое спасибо всему преподавательскому составу гимназии №44!