В июне этого года в почтовых ящиках ульяновских льготников зашелестит листок с полной выкладкой о назначенной компенсации за жилищно-коммунальные услуги.

Почему до сих пор монетизация льгот по оплате ЖКУ, начавшаяся в регионе более года назад, вызывает неизбежные сбои? Кто в ответе за недочисленные суммы? Когда скачущие из месяца в месяц цифры в квиточках будут понятны каждому льготнику? На эти и другие вопросы держали ответ официальные представители социальной защиты города Ульяновска и области в минувший понедельник в региональном пресс-центре.

Как заверил начальник отдела информационно-выплатного управления по городу Ульяновску министерства труда и соцразвития региона Александр Адонин, сегодня около 250 тысяч ульяновцев получают ежемесячную денежную компенсацию (ЕДК) по оплате ЖКУ. Пять процентов из них до сих пор испытывают трудности с правильным расчетом льгот. Однако, по словам спикера, такие случаи в работе ответственных за монетизацию ведомств встречаются все реже. Тем не менее насчитывается около 7-8 тысяч получателей.

Адонин пояснил:

— Минтруда и соцразвития (а это 24 территориальных управления) назначает компенсации получателям, отслеживает реестр получателей, контролирует результаты расчета компенсации, взаимодействует с почтой и банками и оплачивает им доставку ЕДК. Расчетная организация ООО «РИЦ-Область» собирает информацию о начислениях за ЖКУ и рассчитывает собственно компенсацию. Организации ЖКХ, в том числе управляющие компании (УК), товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) (всего их насчитывается более 600), формируют начисления за жилищно-коммунальные услуги и передают уже сформированные данные в расчетную организацию. Почтовые отделения и кредитные организации обеспечивают доставку и зачисление сумм компенсаций получателям.

В итоге та или иная структура регулярно дает организационные и технические сбои (чаще всего этим страдают организации жилищно-коммунального комплекса), что и приводит к неверному расчету компенсации. Ошибки устраняют в последующие месяцы за счет доначислений к компенсации за прошлый период. Безусловно, это вызывает массу вопросов.

Когда компенсация равна нулю

Именно недостаточное информирование граждан о положенных им компенсациях работники соцзащиты считают главным бичом в своей работе.

— Многим получателям непонятно до сих пор, почему им компенсация предоставляется не в полном объеме, — сказал Адонин. — Объясняю, почему: из начисленных компенсаций в течение нескольких месяцев незначительными долями (до 30 процентов от суммы начисленной компенсации) удерживается так называемая упреждающая компенсация в размере 320 рублей. Эта сумма была дополнительно начислена в феврале 2010 года. Такова действующая финансовая дисциплина контролирующих органов. Необоснованная переплата из бюджетных средств недопустима.

Когда же в графе «компенсация» проставлены одни нули, это означает, по словам чиновника, лишь одно: получатели нерегулярно или несвоевременно (до 10 числа каждого месяца) оплачивают начисления за потребленные услуги.

Вопросов будет еще больше, уверены работники соцзащиты, т.к. тарифы на жилищно-коммунальные услуги возросли, а значит, суммы компенсаций снова «поплывут».

— В декабре тем, кто получает компенсации через банки, мы выплатили две компенсации — декабрьскую и январскую, чтобы снять обстановку на январские праздники. И сегодня многие из них забыли, что в декабре уже получили компенсацию, и, естественно, у них возникли вопросы. Более того, в январе мы еще начислили по прошлогодним тарифам, а в феврале будем производить расчет по новым.

Хотим все знать

Сколько и за какую услугу начислена та или иная сумма в компенсационном листе? Вот главный вопрос, который волнует всех льготников. Отсутствует расшифровка по каждой услуге.

— Те услуги, что оплачиваются гражданами не через расчетно-кассовые центры, а через почту или банк, не учитываются в указанной сумме, — сказал Адонин. — А льготникам, проживающим в частном секторе, тем более сложно узнать обо всех нюансах. Многие организации ЖКХ разъяснять не берутся — дополнительные накладные расходы им ни к чему. Как самостоятельные хозяйствующие субъекты они имеют право на такое решение.

И все же выход был найден. С августа прошлого года сотрудники расчетно-кассового центра выдавали обратившимся к ним льготникам лист с детальной информацией о начисленных компенсациях. Однако это не столько расставило все точки над «i», сколько запутало плательщиков, ибо компенсация рассчитывается за всю квартиру, в коей могут проживать сразу несколько льготников.

По подсчетам чиновников, 25 процентов ульяновцев смогут воспользоваться услугой интернет-сайта, попросив открыть нужную интернет-страничку продвинутых детей и внуков.

Радикально снять проблему информированности льготников, по мнению властей, позволит рассылка листков с полной расшифровкой компенсации по всем услугам на дом. Решено перенять опыт ОАО «ВолгаТелеком», которые оставляют квитки с задолженностью своих абонентов за телефонную связь в почтовых ящиках. Как известно, подобные листки содержат персональные данные. Это значит, что льготник может их получить, написав предварительно заявление о согласии на такую услугу (бесплатную). Планируется, что уже 1 июня этого года (после внесения всех поправок в нормативно-правовые акты) первые квиточки будут доставлены (скорее всего, почтальонами) гражданам на дом.

Если ты новичок

Если для льготников, получивших этот статус до 1 января 2010 года, полный пакет документов для назначения и начисления компенсаций по ЖКУ был готов в автоматическом порядке, то «новобранцам» необходимо представить ряд документов в органы социальной защиты по месту жительства: заявление, удостоверение льготника, паспорт, справку №8.

Это полезно

Уважаемые читатели! Получить индивидуальные разъяснения по вопросам расчета ежемесячной денежной компенсации можно в ООО «РИЦ-Область», позвонив по телефонам: 31-06-73, 41-65-02, 41-08-90, 41-65-05, 41-31-06, а по ее выплатам — в органах социальной защиты населения по месту жительства или по телефону «горячей линии»: 8 (8422) 44-95-18.

Екатерина МОСКВИЧЕВА