Михаил Прибыловский
В первый день весны вступил в силу закон «О полиции».
На здании Линейного отдела внутренних дел (ЛОВД) на станции Ульяновск все та же ярко-красная милицейская вывеска. О том, что с 1 марта здесь трудятся уже не милиционеры, а полицейские, ничего не напоминает. Захожу. Дежурный старательно протирает шваброй пол в холле и ругает коллег, которые ленятся вытирать ноги.
«Слушай, ну разве это дело, что господин полицейский держит в руках швабру? – подтрунивают над дежурным коллеги. – Или тебя уже перевооружили?».
Дежурный, добродушный милиционер, ставший в первый весенний день полицейским, улыбается и разводит руками: «Ну да, мы теперь полицейские. Но к этому же привыкнуть надо. Столько лет была милиция, а тут- такое! Главное – чтобы все к лучшему менялось. Чтоб и работа. И зарплата, чтоб все стало лучше».
В кабинете начальника ЛОВД Александра Сидорова собрались его заместители. Все они в милицейской форме. Говорят, что в течение всего этого года вряд ли ее снимут – обмундирование для полицейских пока не готово. «Сейчас много говорят и пишут о создании полиции. Президент России Дмитрий Медведев поставил перед нами целый ряд задач. Но главное – чтобы новая структура начала работать эффективнее, чтоб люди стали нам больше доверять», – рассуждает Александр Николаевич.
По его словам, одна из главных проблем сегодня – негативное отношение к милиции. Дескать, только ленивый сегодня не ругает сотрудников правоохранительных органов. «Но ведь чуть что – обращаемся за помощью именно в милицию. А теперь будем – в полицию. Это неправда, что здесь работают бестолковые люди. Попадаются, конечно, и такие, как и в любой профессии. Но большинство – люди честные и порядочные. Но вот сознание населения вмиг не изменишь», – сетует начальник ЛОВД.
«Александр Николаевич, пока я ехал к вам, встречал только милиционеров, ни одного полицейского. И форма прежняя, и окраска патрульных машин тоже. Когда же в реальности полиция появится?» – спрашиваю я своего собеседника. И начальник ЛОВД объясняет, что изменения будут происходить постепенно, что и форма, и по-новому раскрашенные полицейские автомобили появятся, пожалуй, не раньше 2012 года. «Пока внешне все останется по-прежнему, но принципы работы будут, безусловно, меняться», – рассказал Александр Николаевич. «И зарплата у нас пока не поднимется, останется на прежнем уровне, хотя мы теперь «господа полицейские», – немного грустно улыбаются заместители начальника ЛОВД. Впрочем, уже обещано, что с 1 января следующего года лейтенант полиции будет получать не меньше 45 тысяч рублей. Для провинции это вообще бешеные деньги.
Однако изменения, которые, возможно, не бросаются сразу в глаза все же есть. Александр Сидоров рассказывает, что его ведомство всячески пытается улучшить качество работы: уже усилили оперативно-поисковые группы, включили в наряды кинологов с собакой.
Кроме того, теперь на вокзале в Ульяновске будет работать и специально обученный пес, умеющий выявлять наличие взрывчатых веществ и оружие. Чтоб ни один террорист не прошел! Также руководство ЛОВД на днях обратилось к руководству одной из местных воинских частей с просьбой выделить людей для охраны объектов транспортной инфраструктуры. Военные не отказали.
Начальник ЛОВД подчеркивает, что повышенное внимание уделено безопасности Центрального железнодорожного вокзала Ульяновска. «Раньше на вокзал было несколько входов. Мы их перекрыли, оставили один. У нас город небольшой, поэтому никакой давки не возникло. Зато теперь контролировать всех проходящих на вокзал граждан стало гораздо легче», – говорит Александр Сидоров. Впрочем, несмотря на это, претензии к безопасности периодически возникают.
К примеру, не столь давно журналист одного из местных изданий пришел на Центральный вокзал с большой сумкой, а потом написал, что сотрудники правоохранительных органов не обратили на него внимания. Этот случай даже дошел до губернатора области. Александр Сидоров объясняет – милиционеры, ставшие теперь полицейскими, досматривают не всех подряд а только тех, кто вызывает подозрения – например, человек, пришедший в грязной одежде, или который странным образом ведет себя.
Однако есть надежда, что в недалеком будущем мы увидим в линейном отделе только образцовых полицейских. Во всяком случае, шеф ульяновского ЛОВД обещает, что теперь на службу не проскользнут неграмотные, непрофессиональные и просто случайные люди. Говорит, что полицейский и вправду должен быть почти примером для подражания. «Я каждый день требуют от своих подчиненных быть предельно внимательными и вежливыми. Приведу вам лишь один пример: нашим сотрудникам регулярно приходится досматривать граждан, которые по каким-либо причинам вызвали подозрение. Люди, как правило, возмущаются. Но в этом случае главное – найти подход. Никогда нельзя грубить людям. А если человека проверили и ничего не обнаружили, то надо взять и извиниться. Хоть десять раз извиниться, чтобы человек понял – это не мы такие плохие, это наша работа. Работа на благо людей. Тогда и жалоб со стороны населения будет в разы меньше. А то ведь бывает так – гражданин возмущается, а милиционер – еще больше. Такого быть не должно», – рассказывает Александр Сидоров.
Вчера целый день сотрудники ЛОВД не уставали шутить, называя друг друга не иначе как «господами полицейскими». Поэтому не мог не поинтересоваться у Александра Николаевича – как все же вас, бывших милиционеров, теперь называть? «Законодательно это нигде не закреплено. Вот министр Нургалиев четко сказал – это должно решить общество, кому из граждан как удобнее обращаться. Можно товарищем называть, можно господином, можно по званию. Я уверен, что постепенно все войдет в русло», – говорит Сидоров. Правда, сотрудники ЛОВД отмечают, что как минимум до 1 января 2012 года название «милиция» не выйдет из обихода. Да и люди, наверное, вряд ли так сразу отвыкнут.