Иными словами, имеем ли мы с вами право применять насилие в отношении тех, кто добровольно встал на путь зла? Приблизительно такой вопрос был поставлен на вышедшем в субботнем эфире на телеканале НТВ ток-шоу «Последнее слово».

Темой передачи стала борьба с наркотиками и возможность применения в отношении наркоманов мер насильственного принуждения, которые практикуют в фонде под названием «Город без наркотиков» под руководством Евгения Ройзмана.

Сразу скажу, что передача получилась острая, злободневная и актуальная, в том числе и для нашей области. Сама по себе тема борьбы с наркопреступностью давно уже вышла за пределы семей наркоманов и стала общероссийской национальной угрозой.

Гостями передачи стал сам Ройзман на пару с вице-президентом своего фонда Евгением Маленковым, несколько депутатов, генерал-полковник МВД Овчинников и «пострадавшие» от действий членов фонда бывшие и настоящие наркоманы. Был приглашен даже отец одного из них, который отдал своего сына в пермский фонд «Дельфин», после чего больше его не видел. В результате собственного расследования мужчина пришёл к выводу, что его сын скончался в результате побоев…

Итак, суть метода Ройзмана и его товарищей в общем-то проста. Наркоман, как правило, по настоянию родителей доставляется (да-да, именно доставляется!) в фонд, где его приковывают наручниками к кровати. Приблизительно в течение месяца его кормят одним хлебом и луком, для чтения дают религиозную литературу.

Аргументы противников Ройзмана: руководители фонда (в том числе и сам Ройзман) ранее судимы, медицинского образования не имеют, применяют незаконное заключение, таким образом незаконно лишают человека свободы (нарушают конституционное право граждан на передвижение).

Однако методы Ройзмана, при всей их жесткости, на деле доказали свою эффективность. С этим никто спорить не будет. С точки зрения медицины, в том, что наркоманов кормят только хлебом и луком, тоже ничего необычного нет. Таким образом в человеке через неизбежно возникающее чувство голода убивают желание употребить новую дозу наркотика.

Теперь о судимости Ройзмана. На самом деле, судимость Ройзман получил давно, еще в 1981 году. В 1984 году она была с него снята. С тех пор Ройзман стал известен не только как борец с наркоманией, но и как поэт, книгоиздатель и основатель первого и единственного в России музея «Невьянская икона», собравшего работы невьянской школы живописи.

Ну а по поводу жестокости методов… Давайте подумаем, а можно ли назвать наркомана, который в любой момент готов поднять руку на своих родителей, чтобы отнять их зарплату, полноценным человеком и достойным членом общества? Можно ли назвать человеком того, кто на вопрос «Почему ты не бросишь?» отвечает: «А вы пробовали героин?»? Трагедия наркоманов в том, что эти люди в 99% случаях добровольно вступают на этот путь, на котором нет ничего, кроме горя, крови и разбитой жизни. То, что есть люди, которых заставляют принимать наркотики, такой же миф, как и то, что многие начинают употребление героина в 13-14 лет. Во-первых, наркодилеру нет никакого смысла подсаживать 14-летнего подростка на дорогостоящий героин или даже на дешевый дезоморфин, хотя бы потому, что у ребёнка нет средств ни на первое ни на второе. И никаких карманных денег папы с мамой ему не хватит на это, ведь средняя цена грамма героина, например, в нашем городе не меньше 1200-1500 рублей. К тому же, выражаясь языком криминала, «палево» это, «дитя на гречку насаживать».

Лиц с официальным медицинским диагнозом «наркоман», на мой взгляд, необходимо не только изолировать, но и лечить в принудительном порядке. В ином случае государство рано или поздно получит очередного вора, разбойника или грабителя, а мать потерянного навсегда для нее сына…

Наша страна должна взять вопрос лечения наркоманов под свой жесткий контроль, а не отдавать его на откуп дорогостоящим клиникам, разного рода непонятным фондам, живущим на западные деньги. Распространение наркотиков должно караться жестокими мерами, иначе мы так и будем видеть в ток-шоу измученные лица матерей наркоманов…

Сергей РАШПИЛЬ