Передо мной диск с отчетом о работе Счетной палаты Ульяновской области за 2010 год. Содержание его позволяет сделать неутешительные выводы о масштабах злоупотреблений и коррупции в бюджетных учреждениях области. Одним словом, «воруют-с»!
А что ещё можно сказать после выявленных 294 фактов нарушений в сфере бюджетного законодательства на 698,2 миллиона рублей? Вообще, надо отметить, что деятельность Счетной палаты, в отличие от работы многих ведомств, отличается хотя бы тем, что результаты лежат прямо на поверхности. Даже обычно весьма скупой на похвалу в адрес исполнительных органов власти Александр Кругликов на состоявшемся 24 февраля 60-ом заседании Законодательного Собрания области отметил качество её работы.
Сам руководитель этого ведомства Игорь Егоров весьма осторожно заметил, что вовсе не коррупция причина столь гигантских масштабов нарушений, а так, некомпетентность, понимаешь, отдельных чиновников. А так ли, Игорь Игоревич? Разве «определение на должность» некомпетентных людей не следствие той самой коррупции, которая приводит в итоге к тотально низкому уровню работы исполнительных органов власти?
Типичный пример из жизни, ярко характеризующий те «незыблемые» принципы, на которых и построена кадровая политика областной администрации. Лето 2010 года. Огромный кабинет одного из министров областного правительства. На приеме у него старый приятель по университету. Министр – гостю: «Ты за него ручаешься?» (об одном из родственников приятеля с условной судимостью, только что закончившего университет – авт.). Приятель кивает головой. «Ладно, пусть поработает пока. Если что, с тебя спрошу…»
Самое интересное, министру абсолютно наплевать, компетентен ли будущий ведущий специалист и какое у него прошлое. Друг ведь попросил, а у него с ним дела, договорённости и «темы». Вот тебе и вся кадровая политика…
Что в результате? Косноязычные министры, которые не могут ни ответить на вопросы депутатов, ни доложить губернатору о количестве населенных пунктов Ульяновской области, в которых есть проблемы с водоснабжением. Министры, начинающие судорожно перелистывать свой же пресс-релиз, вместо ответа на простой вопрос. Продолжать можно до бесконечности… Кстати, на войне за незнание обстановки расстреливали.
Вопрос о коррупционной составляющей на этом заседании вообще превалировал. Как вам, например, выделение нескольких миллионов рублей только на разработку концепции Ульяновска как культурной столицы СНГ в 2011 году? А формулировка-то какая чудная! Она заслуживает того, чтобы привести ее полностью, так как своей сложностью, вычурностью и витиеватостью превосходит самые лучшие шедевры абстрактного искусства. Итак, «министерство искусства и культурной политики Ульяновской области на увеличение объема субсидий областному государственному учреждению кинематографии в связи с изменением концепции развития культурного пространства в рамках проекта «Ульяновск-культурная столица СНГ 2011 года” 4 миллиона 350 000 рублей». И будут сидеть где-то в тиши кабинетов ученые мужи из министерства культуры и государственного учреждения кинематографии и разрабатывать для нас с вами измененную концепцию развития некоего культурного пространства… И для таких, надо отметить, весьма нелегких трудов этим славным парням выделят колоссальные средства! Красота! Других-то проблем у нас нет. Только и осталось, что концепции разрабатывать да культурные пространства изменять. В общем, живи да радуйся, обыватель.
А как вам выделяемые Фонду развития предпринимательства 10 миллионов рублей для оказания… «консультационных услуг»? Одним словом, дорогие нынче консультации пошли, на вес золота, в прямом смысле. Между прочим, присутствовавший в зале заседаний министр экономики Олег Асмус не растерялся. Такой уж человек Олег Владимирович – всегда есть что сказать! Он взял да и ответил депутату от КПРФ Алексейчику, заинтересовавшемуся этими самыми «консультациями»: дескать, это не мы, это всё «федералы» виноваты, они, видите ли, такие требования заложили в плане. А мы что? Мы ничего. Мы только выполняем. Кстати, после этого вопроса Асмус буквально на пальцах что-то оживлённо объяснял и доказывал недоверчивому Алексейчику прямо по ходу заседания. Видимо, «федералы» совсем замучили его ведомство консультациями…
Подвела итог Алсу Балакишиева. Она отметила, что придраться можно к чему угодно, но если все законодательные акты прошли антикоррупционную экспертизу, значит ничего антикоррупционного в них и нет. И то верно. Антикоррупционная экспертиза ведь, как святая инквизиция эпохи Томаса Торквемады, никогда не ошибается! И чего Алексейчик придрался? Эка невидаль: 10 миллионов на «консультационные услуги».
P.S. И ещё один пример. По словам того же Игоря Егорова, есть у нас в городе арендованные мунициальные здания, за которые арендные платежи… не вносятся. Как такое может быть при огромном количестве разного рода контролирующих ведомств? Одним словом, вспомнив новый символ города, заметим: колобок докатился…
Сергей РАШПИЛЬ