После январского теракта в столичном аэропорту «Домодедово» в регионе резко озаботились вопросами обеспечения безопасности на транспорте.

За прокурорскими проверками, выявившими уйму нарушений, последовали первые меры. Впрочем, кажется, ни одна из них не способна стать серьезным препятствием на пути террористов.

На первом после московского теракта совещании облправительства губернатор дал поручение усилить меры безопасности в аэропортах, железнодорожных и автовокзалах. Как выяснилось позже, распоряжение давалось «в воздух» – в ходе проверки областной прокуратуры было установлено, что «правительством области до сих пор не определен региональный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение вопросов обеспечения безопасности населения на транспорте. Кроме того, областные целевые программы противодействия террористическим угрозам, в том числе на транспорте, не разработаны, а запланированные по другим программам мероприятия не финансируются и не выполняются.

Больше всего нарушений прокуроры обнаружили на пассажирском автотранспорте. Было установлено, что коммерческими транспортными организациями повсеместно игнорируются требования закона о проведении категорирования, оценки уязвимости, разработки планов безопасности объектов и транспортных средств. В частности, прокурором Димитровграда было направлено шесть исковых заявлений в суд о признании незаконности действий предпринимателя, эксплуатирующего Димитровградский автовокзал. Не все ладно с безопасностью и на автостанциях Барышского, Мелекесского, Ульяновского, Карсунского, Николаевского, Цильнинского, Тереньгульского, Радищевского, а также Заволжского и Засвияжского районов Ульяновска. Выяснилось, что автостанции «Р.п. Старая Майна» и Чердаклинская не оборудованы системой громкой связи, а на таких же объектах Новоспасского и Сенгилеевского районов отсутствуют помещения для отдыха водителей и предрейсовых медицинских осмотров.

Ульяновская транспортная прокуратура выявила целый ряд нарушений в обеспечении авиационной безопасности в аэропортах Ульяновска. Так, было обнаружено, что в зданиях аэровокзалов ОАО «Аэропорт «Ульяновск» и ОСП «Международный аэропорт «Ульяновск-Восточный» в зоне регистрации и пунктах досмотра не была представлена полная информация по авиационной безопасности, не удалось обнаружить и обязательной визуальной информации о способе проезда до ближайшего населенного пункта. Также до пассажиров и провожающих не доводились сведения о правилах и порядке пред- и послеполетного досмотров посредством ретрансляционной связи. Как и в случае с автоперевозчиками, руководством ульяновских аэропортов проигнорировано требование по разработке и утверждению планов безопасности на объектах и транспортных средств.

Вместе с тем, забота о безопасности заставляет транспортников вводить для пассажиров дополнительные ограничительные меры. С недавних пор билет на автовокзале можно приобрести только при предъявлении паспорта. Впрочем, такая мера едва ли способна повысить уровень безопасности. В помещение автовокзала, как и прежде, имеется свободный доступ для всех без исключения людей. Нет никакого секрета и в том, что на любой автобус можно попасть без билета многие пассажиры предпочитают садиться за пределами автовокзалов, отдавая деньги за проезд водителю.

Вадим Пилюков