Казалось бы, Ленинский Мемориал в Ульяновске прошел огонь, воду и железные трубы. Осенью минувшего года представитель сомнительного шок-направления в искусстве Марат Гельман заявлял, что Ленин — это прошлое, что пора сделать из Мемориала Музей Кино. Мало того, что это говорил приезжий делец – даже в «родном» для Мемориала Ульяновске долгое время высказывалась информация, что губернатор одобряет идею перепрофилирования. Только когда общественность возмутилась и потребовала ответа, тотчас — несколько запоздало, не правда ли? — пресс-службы возразили, что информация ложная.

Значит, история восторжествовала, центр памяти Ленина останется таковым? Однако, нет. Единожды затронутая, тема перепрофилирования Ленинского Мемориала поднимается снова и снова: в феврале в рамках Фестиваля науки в Ульяновске состоялся новый круглый стол «Научная модернизация музеев». На круглом столе Департаментом развития социальной сферы были приведены любопытные сведения: 20% ульяновцев хотят, чтобы Мемориал стал Музеем семьи!

Семья — одна из вечных ценностей, бесспорно. Но участвовали ли вы, читатели, в каких-либо опросах и референдумах по Музею семьи? Тем не менее Анна Карвалейру, начальник отдела Департамента развития социальной сферы, сообщила, что точка зрения обоснована: в регионе проводится активная демографическая политика, в частности, акция «Роди патриота в День России», а семья Ульяновых является хорошим образцом многодетной дружной семьи.

Однако, если сделать Мемориал прибежищем демографической и социальной рекламы, куда отправить исторические экспонаты? Напомним, «ленинских» и «советских» экспонатов в Мемцентре 85 тысяч. И самые амбициозные планы губернатора прославиться своей акцией «Роди патриота» законодательно не смогут вытеснить фонды из музея. Кроме того, идея выглядит необоснованной потому, что Мемориал ни архитектурой, ни размерами не ассоциируется с семейным очагом, да и заполнение его огромных площадей достойными «семейными» экспонатами заняло бы годы. О том, что идея малоперспективна в туристическом плане, можно и не говорить.

Министр искусства и культурной политики Ирина Котова в своем выступлении отметила: «На базе Ленинского мемориала может быть создан музей, который снова привлечет к нам туристов. Сейчас на территории Ульяновска находятся 2 комплекса – заповедник с сохраненной исторической застройкой и Площадь Ленина с Ленинским мемориалом – символами идеологии и 20 века в целом. Оба комплекса связаны с именем нашего земляка. Тема социализма очень интересная, а у нас есть хорошие коллекции соцреализма, недоступные населению. Но если мы хотим, чтобы имя Ленина было интересно как бренд, то с современными людьми о нем говорить так, как говорили в советское время, невозможно».

Кстати, по данным неизвестных социологических опросов Департамента развития, за музей советской эпохи выступает около 60%. Тем не менее, по словам Анны Карвалейру, молодежь постоянно высказывает точку зрения, что если и оставить Мемориал советским музеем, то он не должен быть скучным.

Гость круглого стола, ведущий научный сотрудник лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии, кандидат исторических наук Владимир Дукельский, высказал одну из ключевых точек зрения в решении проблемы: «Важно, что ульяновцы заинтересовались судьбой Ленинского мемориала. Если жители поймут, что это именно их музей, если не градообразующий, то «образодающий», то никто не сможет превратить его в музей кино. Жители Питера, например, таким своим музеем считают Эрмитаж».

Ульяновцы рьяно взялись защищать символ города от коммерческого кино-проекта Гельмана — возможно, сыграл роль обыкновенный консерватизм. И «вторжение в Мемориал» сыграло положительную роль: жители города наконец начали думать о его судьбе, роли в жизни города. Тем не менее, общая точка зрения пока не найдена, поэтому региональная власть имеет все основания строить «демографические» притязания на большую музейную площадь. Решение — за вами.