Выставка фотографий, представляющих, как мог бы выглядеть мир после апокалипсиса, открылась в музее «Симбирская фотография». Виды апокалипсиса, как выяснилось, вполне можно обнаружить в самом Ульяновске.

25 черно-белых снимков, представленных на небольшой выставке в музее, несмотря на разное содержание, рассказывают об одном и том же. Полуразрушенные заводские цеха, засыпанные мусором помещения с дырами в стенах, индустриальные пейзажи без единого человека и мелькающие изредка люди с закрытыми масками-респираторами лицами. Это не карнавал или игра. Это – представление о возможном будущем нашей цивилизации, первые признаки которого можно найти уже сейчас.

Фотоснимки, вполне убедительно изображающие мир после серьезной катастрофы, делались в наше время в доступных многим местах – в заброшенных цехах в промзонах, в стоявших много лет не использующимися предприятиях, на недостроях, брошенных достаточно долго, чтобы превратиться в руины. Авторы выставки за такими местами буквально охотятся – жанр «апокалитик-фото» в последние годы среди увлеченной фотографией молодежи становится все более популярным. Благо мест, в которых «конец света», похоже, уже произошел, становится все больше. Вплоть до брошенных военных частей с манящими набредающих на них искателей бомбоубежищами и ангарами.

Впрочем, поиск подходящих для снимков пейзажей с разрушениями и сопутствующие этому приключения – только самая поверхностная часть увлечения фотографированием «конца света».

Выставка предлагает куда более глубокое толкование предложенного взгляда на мир. Само ее название – «3D эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человека. – Ред.)» – подводит к серьезным размышлениям о нынешнем состоянии нашего общества.

На снимках, объясняют организаторы выставки, не просто изображен мир после катастрофы, а выражено новое учение о судьбе мира и человека в нем.

Традиционные религии предлагали свои учения. Христианство говорило о конечности жизни, буддизм – о вечных перерождениях.

Но современность, наполнившаяся потреблением, а не заботой о духовном, предложила свою эсхатологию. Суть ее – в жизни на земле, в которой надо попробовать все и достичь максимума и при этом не думать о смерти.

Разрушить этот сугубый индивидуализм очень сложно, тем более что подпитывает его массовая культура, пропагандирующая потребление «здесь и сейчас» и только для себя. Попыткой показать зыбкость этой концепции был неожиданный ход авторов выставки. Коллектив, делавший фотографии, отказался называть свои имена, обозначив выставку как анонимный проект. Этот же ход повторили и фотографии «выживших» среди индустриальных пейзажей, лица которых закрыты масками – после «конца света» персонализация, основанная на системе потребления, будет уже не важна.

Полина Нелидова