В Ульяновском драмтеатре премьера: король и королева, труппа из шести актеров, принц Гамлет – все в замке Эльсинор попадают каждый в свою мышеловку. Сложную паутину взаимоотношений по пьесе болгарского драматурга Недялко Йорданова «Убийство Гонзаго» выстроил в премьерном трагифарсе режиссер Дмитрий Юмашев.

Пьеса Йорданова – это фантазия о том закулисье, которое не удостоил вниманием Шекспир. Главное действующее лицо спектакля – не Гамлет, а шестерка бродячих актеров, в маленькой компании которых существует напряжение не менее мощное, чем среди царственных особ. Здесь любовь граничит то с ненавистью, то с похотью, покорность – с дерзостью, преданность – с предательством. Стихия сарказма, язвительности и гротеска оказалась настолько близкой актерам, что их игру можно назвать лишь… блестящей. Это осторожный Бенволио – заслуженный артист России Алексей Дуров, – первым почувствовавший неладное. И паникер Генри в исполнении вчерашнего ученика Бориса Александрова Виталия Злобина, о котором уже сейчас говорят как о новой звезде ульяновской сцены. Нестандартно и тем более интересно решены характеры у пары соперниц: блондинка Элеонора (Оксана Романова) вопреки традиции – не безвольное страдающее существо.

Ее острый язычок ни в чем не уступает остроумию брюнетки Амалии (Дарья Долматова). Обе красивые, гордые, но побеждает все же та, в которой больше наглости, дерзости и куража – Амалия. Таланта Ольги Новицкой достаточно даже на то, чтобы приковать внимание к серой мыши – Суфлеру, оказывающемуся предателем. Тонкая находка Юмашева – момент, когда среди всеобщей суеты Новицкая начинает читать текст пьесы на мотив Хабанеры из знаменитой оперы Бизе «Кармен».

«У любви, как у пташки крылья», поется в известной арии, и в эти секунды становится ясна трагическая роль Суфлера.

Неожиданной предстает в пьесе Йорданова и Офелия. Это не мечтательная и страдающая особа из трагедии Шекспира, это вполне земная девушка, ненавидящая двор и склонная к бродяжнической жизни актеров. Браво Екатерине Поздышевой, в трактовке которой Офелия получилась жесткой, яркой: такую Офелию никогда не сведет с ума ядовитая атмосфера королевского замка.

Диалоги героев – это некие па-деде, танцы двоих, поскольку пластика в постановке Юмашева играет большую роль. Движения – танцевальные, преувеличенно театральные, гротескные, часто марионеточные – яркий штрих, без которого спектакль был бы менее выразительным. И нельзя не сказать еще об одном па-де-де – диалоге друга Гамлета Горацио (Денис Верягин) и королевского советника Полония (Евгений Редюк). Это – еще один образчик блестящей саркастической словесной дуэли, в которой достойны оба соперника.

В афише театра значится «Ловушка для короля (Убийство Гонзаго)». Комедия». Но вы будете смеяться до слез лишь до определенного момента. Ибо пьеса оказывается не только мышеловкой Гамлета, расставленной для матери и ее нового супруга, но и той ловушкой, в которую попадают сами актеры. В трагической ситуации люди меняются, и вот незаметный Суфлер оказывается предателем, подставившим своих товарищей. А, казалось бы, безвольный мечущийся между двумя женщинами директор театра Чарльз (Михаил Петров) вдруг находит в себе силы взять вину на себя и избавить труппу от виселицы ценой собственной жизни. Трудно вспомнить, когда был в нашем театре спектакль с такой концентрацией сарказма, сыгранный с таким же удовольствием. Это надо увидеть и попасть в ловушку обаяния мастерской актерской игры.

Анна Школьная