Практически каждый день я наблюдаю одну и ту же картину. Прямо за моим домом проходит дорога. Из-за отвратительной работы коммунальных служб, вовремя не убирающих снег, проезжая часть сузилась настолько, что два автомобиля там просто не в состоянии протиснуться. Поэтому машины бьются здесь ежедневно. Водители тратят нервы, деньги и время, часами ожидая прибытия автоинспекторов для оформления дорожно-транспортного происшествия. Один из таких бедолаг даже признался, что по вине узких заснеженных дорог уже второй раз за зиму уродует свой новенький автомобиль. “А почему в суд не подаете на городскую администрацию и дорожные службы?” – резонно поинтересовался я. Мне показалось, что этот вопрос всерьез озадачил моего собеседника. “В суд?” – переспросил он, после чего интенсивно замотал головой. “Нет, – отмахнулся он, – у меня времени нет на суды. Там же такая волокита, что легче самому машину починить”.

Признаться, я удивляюсь тому, что чиновники вообще еще чистят дороги. А зачем действительно это делать, если мы с вами, всем довольны? Нам же “легче самим починить”, чем пойти в суд. На самом деле у всех нас напрочь отсутствует то, что во всем цивилизованном мире называется “правовой культурой”. Мы патологически привыкли к волоките и собственному бесправию. Тем самым мы собственноручно даем тем же чиновникам карт-бланш – можете не чистить дороги, мы сами тут как-нибудь.

Любой провинциальный водитель вам подтвердит – у него в багажнике лежит лопата, дескать, на нее надежды больше, нежели на справедливое правосудие. Этой нашей пассивностью, которую лично я считаю совершенно преступной, поскольку она не только расслабляет, но и разлагает, пользуются чиновники всех рангов – от низшего до высшего. Если бы каждый второй или хотя бы каждый третий водитель, уродующий машину по вине бестолковых чиновников и дорожников, подавал в суд, ситуация изменилась бы до неузнаваемости. Убежден в этом. А мы все терпим в силу своей неграмотности, лени, а подчас и того, и другого. А ведь на самом деле и в суд-то ходить не надо. Исковое заявление можно отправить Фемиде почтой, заказным письмом, и ждать ответа.

Я думаю, что дело еще и в нашей трансформированной психологии. Россияне просто не привыкли к закону. Буквально вчера прочитал пост одного блогера, который пишет, что “суровость российских законов компенсируется их из рук вон плохим исполнением”. Так вот ключевая особенность нашей психологии в том, что мы привыкли “договариваться”. Вот я как-то попал в небольшое ДТП, и другой участник аварии сразу предложил – мол, неужели мы с тобой будем гаишников вызывать, давай договоримся. “Давай договоримся” – это чисто российская формула, рожденная в стране правового нигилизма.

Я как-то уже писал в одном из своих постов, что несколько лет назад в судебном порядке оспорил 50-рублевый штраф, наложенный инспектором ДПС. Помню, как сразу сказал гаишнику, что не согласен с вынесенным решением и обязательно обращусь в суд. А он вальяжно ответил – мне все равно, обращайтесь хоть в Организацию Объединенных Наций. Он ни на секунду не поверил в возможность такого сценария. Власть надо учить, власть должна понимать, что за свои слова, действие или бездействие она несет ответственность, в том числе и исчисляемую в денежном эквиваленте.

Помню, сколько шума наделало сообщение о том, что автомобилист, угодивший на машине в открытый канализационный колодец, засудил городскую администрацию. Этот обычный поступок здравомыслящего и законопослушного человека преподносился как настоящая сенсация. Хотя, наверное, для нашего общества это пока и вправду – сенсация.

По каким дорогам ездить, с какими чиновниками иметь дело и в какой стране жить – это только наш выбор. Тогда почему бы им не воспользоваться?