Ирина Антонова

В заметке «Внимание! “Скорая” едет 3 часа!», которая вышла 10 февраля текущего года, мы обещали рассказать, почему же так долго приходится ждать «скорую помощь», и как живут врачи, работающие в этой сфере. Ответ газете дала министр здравоохранения Ульяновской области Валентина Караулова.

– Валентина Герасимовна, хотелось бы наконец-то услышать, почему «скорая помощь» едет 3 часа?

– Согласна, что «скорая помощь» не всегда вовремя приезжает на вызовы, но сказать, что всегда едет три часа, нельзя. К сожалению, существуют объективные причины. В феврале, когда была вспышка острых респираторных заболеваний, количество вызовов выросло до 950 в сутки, тогда как при нормальном режиме работе их бывает от 600 до 650. Сейчас ситуация начинает выравниваться. Так, за прошедшие сутки было зафиксировано 635 вызовов. Соответственно количество опозданий уменьшилось.

– Погодные условия влияют на работу «скорой помощи»?

– Несомненно. Вы вспомните, какие снежные заносы были в феврале. Машины и ломались, и в снегу застревали. А городской «скорой помощи» приходится обслуживать и пригородную зону. Был даже случай, когда ради спасения ребенка из Арского, пришлось обращаться за помощью к муниципалитету, чтобы очистить дорогу от снега. Так трактором тогда убирали снежные заносы 5 часов! Зато ребенок остался жив.

– За сколько же минут должна доезжать «скорая помощь» до больного? Есть какие-то нормативы?

– Нормативы есть. Так, при первой (экстренной) категории вызовов – максимум за 15 минут. Это при ДТП, уличных травмах, острых заболеваниях в общественных местах и так далее. При второй категории вызовов «скорая» должна доехать до больного максимум за 20 минут. К этой категории относятся все состояния угрожающие жизни – острые инфаркты, кровотечения, роды, отравления и так далее, а также травмы, полученные при происшествиях на дому. Кроме того, есть третья и четвёртая категории, при которых больной должен быть передан отделению неотложной помощи или обслуживанию в течение 60 и 120 минут соответственно.

– А сколько бригад обслуживает Ульяновск?

– Ежедневно у нас задействовано 50-52 бригады. Формируются они в зависимости от наличия медперсонала и техники. Люди в нашей службе, к сожалению, тоже болеют, а машины ломаются. Но транспорт стараемся ремонтировать в самые кратчайшие сроки, а медперсонал в экстренных ситуациях вызываем из отпусков. В любом случае 50 бригад всегда работают.

– Вы сказали, что Вам приходится вызывать людей из отпусков, если кто-то заболел. Получается, что резерва кадров нет?

– В нашей области вообще, по сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа, одна из самых низких укомплектованностей врачами. Мы очень хотим, чтобы к нам приезжали врачи, особенно узкого профиля. Этот вопрос решается, но очень медленно. И на фоне общего дефицита врачебных кадров врачей «скорой помощи» нам особенно не хватает. У нас на сегодня только 23 бригады укомплектованы полностью, то есть в их составе есть специализированные врачи, в остальных бригадах – по два фельдшера. Но есть возможность оказания неотложной помощи врачами и фельдшерами поликлиник.

– Что необходимо сделать, чтобы решить проблему с дефицитом кадров?

– На мой взгляд, такого дефицита не было, когда существовало распределение специалистов после окончания вузов. И человек знал, что он после обучения в интернатуре обязан отработать три года на станции «скорой помощи». Но мы прекрасно понимаем, где три года отработаешь, там, порой, проходит и вся жизнь. Раньше, как правило, 30-40% медицинских работников оставались работать на том месте, куда их направили. Сейчас, кстати, во время обучения заключаем контракты со студентами-интернами и выплачиваем им стипендию. Такое обучение в интернатуре стоит в пределах 40-45 тысяч рублей. После окончания вуза эти молодые специалисты обязаны отработать определенное время по тому профилю, где учились. Это неплохая практика. Таким образом в нашей медицине стали появляться молодые кадры.

Но все же основная причина, почему молодые врачи отказываются работать по специальности, – они не хотят брать на себя ответственность, потому что работа очень тяжелая, очень сложная. Здесь как на передовой, надо сразу принимать решение, причем верное. Плюс еще сами условия работы непростые: работают по 24 часов подряд, буйные пациенты в алкогольном опьянении, агрессивно настроенные родственники. Сколько случаев было, когда при оказании медицинской помощи приходилось вызывать милицию для защиты бригады. К сожалению, это есть.

Благо, хоть государство сейчас немного стало поддерживать врачей. С 2007 года ввели ежемесячную доплату:5000 руб. – врачам, 3,5 тыс. руб.– фельдшеру и 2,5 тыс. руб. – медсестре.

– Служба «скорой помощи» хорошо обеспечена транспортом? Все-таки это ее важная составляющая.

– По нацпроекту «Здоровье» в 2006-2007 годах станции «скорой помощи» получили 28 машин комплектации класса А (самый минимальное оснащение) и класса Б, где хоть какую-то специализированную помощь можно оказать. В прошлом и позапрошлом году нам дали 25 уазиков, предназначенные только для перевозки пациентов. Они, кстати, здорово выручают нас в непогоду. Но, несмотря на то, что машины практически новые, они часто выходят из строя, их постоянно приходится ремонтировать. И не удивительно, они ведь используются круглыми сутками. Естественно, процент износа очень большой, пробег тоже очень большой. Заменить их нет возможности.

– Сейчас так много говорится о модернизации здравоохранения. Как она отразится на работе «скорой помощи»?

– Вот как раз благодаря модернизации, мы надеемся, что в этом году нам выдадут новые машины класса С – это реанимобили, которые позволяют оказывать специализированную помощь прямо в машине. На сегодняшний день мы такие машины имеем только в травмцентре, в медицине катастроф и в областной больнице.

Уже в прошлом году мы на всем транспорте скорой медицинской помощи установили систему ГЛОНАСС, которая помогает нам увидеть, где какая машина находится. Теперь в экстренных ситуациях можем перенаправить бригаду, которая находится ближе всех к месту происшествия.

В этом году опять в рамках модернизации «скорую» оснастят автоматизированной системой диспетчерского управления. Таким образом, вызова будут приниматься только в одном месте. Сейчас прием вызовов пока идет по подстанциям. После «03» телефонистка переключает вызов на ту подстанцию, к которой относится пациент по месту нахождения.

По программе модернизации также планируется выделение денежных средств на ремонт подстанций. Судите сами, центральную подстанцию построили в 1991 году и капитального ремонта на ней с тех пор ни разу не было. Я надеюсь, что в течение этого и следующего года отремонтируем все шесть подстанций города.

В прошлом году усовершенствовали работу службы – ввели должность старшего врача. Он согласовывает все сложные ситуации во время дежурства, перенаправляет бригады из станции на подстанции, где это требуется, принимает решения по отправке бригад на экстренные и чрезвычайные ситуации. Кроме этого консультирует всех пациентов, которые звонят круглосуточно, потому что очень много людей, которым просто нужен совет квалифицированных специалистов. И только старший врач может отказать в вызове. К сожалению, бывают случаи, когда людям пожилого возраста просто одиноко, и они вызывают «скорую помощь», придумывая повод. Чтобы таких нецелесообразных вызовов было меньше, сейчас на федеральном уровне обсуждается проект документа о порядке вызовов «скорой помощи». Там четко будет прописано, в каких случаях вызывается «скорая помощь», происходит передача вызова неотложной помощи или просто рекомендуется обратиться в поликлинику по месту жительства. С выходом нового документа в свет отношения между пациентами и «скорой помощи» будут оформлены на законном уровне.