Наблюдательный совет портовой особой экономической зоны Ульяновской области на состоявшемся 22 марта 2011 г. заседании рассмотрел и одобрил бизнес-планы потенциальных резидентов ПОЭЗ, среди которых — крупные авиационные предприятия РФ. После одобрения со стороны наблюдательного совета проекты будут вынесены на рассмотрение экспертного совета, и лишь после утверждения с его стороны компании получат статус резидента ПОЭЗ. Директор компании “Особые экономические зоны” Александр Темкин заявил, что обсуждение заявок на экспертном совете состоится не позднее конца апреля 2011 г. “Особые экономические зоны” (ОЭЗ) — управляющая компания, в ведении которой находятся 24 действующие и создаваемые на территории России соответствующие экономические пространства. Единственным акционером ОЭЗ выступает государство.
Корпорация “Иркут” представила наблюдательному совету проект конвертации пассажирских самолетов Airbus A320/A321. Предполагается, что ульяновская портовая зона станет единственной в России площадкой для переоборудования пассажирских ВС этого типа в грузовой вариант. Работа по конвертации, кроме оснащения самолета грузовым люком и усиления пола, требует также проведения тяжелой формы технического обслуживания (уровень D-check. фактически капитальный ремонт самолета) с проведением большого числа доработок, поскольку конвертации будут подвергаться в первую очередь машины самого раннего выпуска с возрастом около 20 лет. В России тяжелую 12-летнюю форму обслуживания самолетов семейства A320 пока освоила только компания “Сибирь Техник” в Новосибирске, также по своим техническим возможностям к этому подобрались АТЦ “Аэрофлота” и S7 Engineering в Москве. Так что комплекс работ в рамках проекта конвертации предстоит освоить весьма сложный. По прогнозам представителей “Иркута” (базирующихся на оценке Airbus), спрос на такие конвертированные среднемагистральные самолеты до 2029 гг. составит 50 бортов в год. Инвестиции в проект до выхода на самоокупаемость составят около 1,5 млрд руб.; выпуск первого переоборудованного самолета запланирован на 2013 г.
Компания “Волга-Днепр Техникс”, входящая в группу “Волга-Днепр”, выступила с презентацией проекта центра технического обслуживания и модернизации воздушных судов. Исходя из заявления компании, в случае реализации ее программы новый центр ТО станет первым в России и СНГ сервисным ангарным комплексом по техобслуживанию широкофюзеляжных и рамповых ВС со взлетной массой до 450 т, как иностранного, так и отечественного производства (Boeing 747, Boeing 777, Ан-124-100 и др.) Необходимый объем инвестиций оценивается на данный момент в 2 млрд руб.
Проект авиационной корпорации “Витязь” — создание сборочного производства самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400. По мнению представителей “Витязя”, самолеты этого типа — самый подходящий вариант для развития местных авиаперевозок, в том числе, в условиях Крайнего Севера. Необходимые предварительные инвестиции в проект составляют более 450 млн руб.
В ходе заседания наблюдательного совета был также обсужден проект концепции портовой зоны, разработанный британской консалтинговой компанией SH&E. Принято решение доработать его с учетом внесенных замечаний. Кроме того, было подчеркнуто, что все представленные проекты относятся к сфере высоких технологий и потребуют решения остро стоящей проблемы подготовки квалифицированного авиационного персонала.