Дмитрий Ежов: Итак, об алкоголе как социальной проблеме. Почему-то мы зациклились на теме «40 градусов». Известно, что в США, помимо серьезных ограничений при продаже алкоголя, наложен полный запрет на производство и потребление слабоалкогольных энергетических напитков. Все знают, насколько они вредны для здоровья, не говоря о социальной стороне вопроса, ведь основной их потребитель – молодёжь. Может, нам есть смысл двигаться в этом же направлении?

Тамара Дмитриева: Первое, за что мы взялись, придя в Законодательное Собрание – это проведение мероприятий, акций по формированию здорового образа жизни. Под любой закон нужно сначала подготовить общественное мнение, узнать, что думают об этом разные целевые аудитории – и только потом оформлять инициативу законодательно. Именно поэтому мы постоянно предлагаем общественности обсуждение самых больных тем и проблем. Поднятая в этом разговоре проблема на сегодняшний день, несомненно, является номером один – ведь нет ничего главнее, чем сохранение и приумножение населения. Но этого не достичь, пока здоровая молодежь не будет рожать здоровых детей. А у нас сейчас очень много больных людей, в том числе – молодых, и упомянутые Вами энергетические напитки, как и прочие алкогольные – один из самых опасных врагов нашего общества.

ДЕ: Я с большим опасением наблюдаю за ростом потребления подобных напитков: в какой-то момент «энергетики» захватили рынок. При мне знакомые коммерсанты сидели и обсуждали, какие бешеные деньги можно на этом заработать.

ТД: Действительно, в этой сфере крутятся очень большие деньги. У «энергетиков», как и у прочих алкогольных напитков, есть мощное лобби, именно поэтому разорвать эту цепочку так сложно. Но если подойти к делу серьезно, если методично и целенаправленно «долбить» в одну точку – все решаемо. Несколько лет назад мы жаловались, что пиво заполонило все вокруг: и прилавки, и телевидение, и, казалось, ничего с этим сделать нельзя. А в феврале Государственная Дума приняла в первом чтении закон о приравнивании пива с содержанием этилового спирта более 5% к алкогольным напиткам, в связи с чем будет запрещена его продажа в ночное время, и вообще для продажи пива продавцам придется приобретать соответствующую лицензию. Нельзя будет купить пиво, в котором этилового спирта содержится более 5%, на вокзалах, в аэропортах, на оптовых продовольственных рынках, в ларьках, палатках, киосках, контейнерах, с машин и рук. Думаю, очередь «энергетиков» не за горами. Кстати, 30 марта рабочая группа Госдумы по подготовке законопроектов о регулировании оборота алкогольной продукции поддержала поправки, согласно которым регионы “без ограничений” могут сами устанавливать рамки временного запрета на продажу алкоголя крепче 5 процентов. По всей стране будет запрещено продавать спиртное крепче 5 процентов с 23:00 до 8:00, но регионы будут вправе расширять эти рамки без ограничений. А мы по этому графику живем уже несколько лет, и, думаю, наш пример вдохновил федеральные власти на этот закон.

Насколько я знаю, на данный момент в Госдуме готовится еще один чрезвычайно актуальный законопроект – о введении уголовной ответственности за продажу алкогольной продукции и пива несовершеннолетним. Поддерживаю это двумя руками!

Теперь очередь – за алкосодержащими «энергетиками». Лично мое мнение – их вообще следует снять с производства. Я, конечно, понимаю, что это одна из доходных частей бюджета, но если выбирать между деньгами и здоровьем нации, то выбор очевиден. Приведу интересные цифры: в царской России, например, потребление алкоголя на душу населения составляло 5 литров в год. Доходы от водки наполняли бюджет на 30 %. В 70-х годах ХХ века потребление составляло 8 литров – наполняемость бюджета – 25%. В 2010 году потребление выросло до 16 литров, а наполняемость бюджета упала до 1 %. Как видите, не так уж и критично мы зависим от «водочных королей».

И еще я считаю, что бутылка водки не должна стоить меньше 100 рублей. А у нас, например, алкоголь можно купить в переходе у автомобильного завода всего за 30! Я на днях проводила встречу на УАЗе. Работники мне говорят: «Тамара Александровна, вот Вы сейчас во власти – наведите порядок!» Согласна, но помимо меня и законодательных органов власти этим должна заниматься и полиция. Ведь она наверняка в курсе ситуации, все это продолжается не первый год, и торговцы, которые стоят у остановки «Автозавод», всем известны наперечёт. В свое время, когда я работала на УАЗе, мы с главным редактором заводской газеты провели антиалкогольный рейд: взяли с собой охрану и вечером после второй смены поехали побеседовать с этими людьми. Так что вы думаете – через два дня у нашего главного редактора разбили стекло в автомобиле… Это деньги и большие деньги. Отсюда серьёзное противодействие, переломить которое может только политическая воля власти.

А вот что говорят учёные: на ноябрьском Всероссийском форуме матерей, в котором я принимала участие, ведущий демограф России Анатолий Антонов сказал, что если мы сейчас не начнем предпринимать какие-то меры, то у нас к 2080 году останется лишь 38 миллионов человек на всю Россию из нынешних 141,2. Хотя сейчас рождаемость в области неплохая – за последний год у нас родилось 13 760 детей, но между тем есть и другая статистика в сравнении со всей Россией: если средняя по стране рождаемость составляет 12,6 %, то в Ульяновской области – 10,6 %. Необходимо понять причины, почему у нас рождаемость ниже. И пьянство здесь – одна из причин. Конечно, речь о тотальном запрете не идет: пили у нас и в царской России, и сейчас пьют, но все должно быть в меру. У меня лично такая позиция: алкоголь должен продаваться исключительно в специализированных магазинах, хорошего качества и только тем, кому исполнился 21 год. К этому времени у человека, как правило, больше здравого смысла, формируется собственный взгляд на жизнь и исчезает желание покупать все, что рекламируют по телевизору.

Я также уверена, что необходимо вообще убирать пиво из киосков. Прошлым летом я обратилась к ребятам из «Молодой Гвардии» с предложением проверить точки продаж, которые находятся на расстоянии 100 метров от школ. Ведь есть закон, запрещающий продавать алкоголь и сигареты рядом с образовательными, медицинскими, культурными учреждениями. В итоге мы выявили порядка пятидесяти нарушений. Некоторые киоски располагаются прямо за школьным забором. Сами подумайте: что стоит ребенку перепрыгнуть забор, купить сигарету, которые продаются ко всему прочему поштучно, что просто недопустимо, так как рассчитано именно на детей, несовершеннолетних. Покурил, запил пивком – и в школу! Дети и подростки имеют право расти в среде, полностью свободной от прямого или косвенного влияния алкоголя. В таких вопросах должна быть очень жесткая государственная политика, так как создается ощущение, что нацию губят целенаправленно.

ДЕ: Согласен с Вами и, более того, уверен, что жесткую волюнтаристскую политику по линии ограничения торговли алкоголем нужно ещё и усиливать. Такое чувство, что власть подчиняется интересам безответственного бизнеса, которому глубоко наплевать на будущее страны. Такое чувство, что мотив чьей-то наживы – единственная сила имеющаяся в стране. А ведь именно роль власти в данной ситуации должна быть ключевой.

ТД: Согласна! И хорошо, что Сергей Иванович Морозов последователен в своих решениях и не оглядывается на чьи-то частные интересы. Именно ему принадлежит инициатива ввести запрет на продажу алкогольных напитков в выходные и праздничные дни, которую я, например, поддерживаю. И не только я.

Поймите, надо действовать – другого пути нет. Ситуация иногда выглядит просто страшной.. Вот один пример: в региональную приемную Путина, руководителем которой я являюсь, пришло письмо от 89-летней бабушки: внук отнимает у нее пенсию и пропивает. Бабушка боится, что в итоге он ее просто убьет и просит, чтобы его направили на принудительное лечение от алкоголизма. А направить-то его некуда, принудительное лечение отменено. Я убеждена, что принудительное лечение – важная часть «антиалкогольной» работы, которую надо возрождать, ведь когда-то она облегчила жизнь многим людям.

Во многом благодаря личной позиции и настойчивости Губернатора у нас в области уже давно действует ночной запрет, узаконены «сухие дни» – это, например, 1 и 12 сентября, 25 мая и 12 июня – дни, когда алкогольные напитки не продаются. В этой практике Ульяновский регион можно считать пилотным, потому что нашему примеру стали следовать другие города, та же Москва. Сейчас мы намерены пойти еще дальше. Инициатива Губернатора о безалкогольных выходных была поддержана Общественной Палатой области. Я думаю, что большинство депутатов Законодательного Собрания тоже выскажутся «за». Еще раз повторю: полностью запретить пить мы не сможем, да и не ставим перед собой такой задачи. Мы проходили это в 80-е годы, когда вырубались виноградники, когда делали «безалкогольные» свадьбы с водкой в чайнике. Я прогнозирую, что предпринятые в Ульяновске меры повлекут снижение преступности. Уже сейчас можно сказать, что запрет на ночную торговлю алкоголем дал положительные результаты: преступлений на почве алкоголизма стало значительно меньше. Правда, полиции тоже дремать не придется – у нас что ни день новый «бизнес» появляется: к примеру, рассылают смс-сообщения с обещанием доставить водку на дом в любое время.

ДЕ: Но мы слышим и много голосов против…

ТД: Кто-то, конечно, на нас обижается, что мы отнимаем у него бутылку – вот, мол, и в выходной день выпить не дают… А сколько человек будут нам благодарны? Классический вариант: мужчина покупает бутылку водки, идет домой, где не дает спать детям, гоняет жену, может ввязаться в драку – зачем все это нужно? Поддерживать семью важнее, чем учитывать интересы пьяниц. Сколько скандалов по пьяни удастся избежать, сколько семей спасти, сколько родителей станет проводить больше времени с детьми, а не с бутылкой? Вот на эту категорию нам и надо ориентироваться. И я думаю, что это всего лишь один из шагов. Вслед за этим законом можно приступать к следующему этапу – борьбе с «энергетиками», и здесь я готова выступить инициатором. Алкогольному лобби нельзя потворствовать, мы должны сделать все, чтобы его финансовые интересы не одержали верх над интересами сохранения нации. Для этого нужна политическая воля. У нашего Губернатора такая воля есть, он сказал, запрещаем с 20 до 8. И тогда противников была уйма, все боялись, что это сильно ударит по бюджету. Не ударило! В итоге мы показали пример, которому последовали другие регионы.

ДЕ: А вот тут уже можно поднять новый вопрос – дело в том, что отдых и спиртное сейчас стали синонимами. И это проблема, и большое пространство для медийной и пиар-работы. Нам необходимо разрушать этот стереотип, ведь спирт – нисколько не синоним отдыха. Отдых – это полярно другое. Здесь опять-таки все к вопросу о комплексном подходе, но как все это организовать?

ТД: Необходимы и запреты, и пропаганда, нужно формировать у молодежи моду не на пиво и «энергетики», а на здоровый образ жизни. Показывать, что знаменитые и успешные люди не страдают вредными привычками. Это комплексная работа, которая включает в себя еще такой аспект как занятия спортом сызмальства. Абонементы в бассейны и спортзалы сегодня зачастую стоят слишком дорого, и это серьезная ошибка. Бизнес в этой сфере обязан быть социально ответственным, и, например, выделять определенные средства на льготные абонементы для школьников и студентов.

ДЕ: Бизнес – он на то и бизнес, его интересует в первую очередь прибыль. И здесь вопрос все же к власти, возможно даже на уровне муниципалитетов. Им просто нужно сделать заявление, что если вы работаете на нашей территории, так несите ответственность за социальную среду, которая сформирована вокруг вас. Закрепляйте за собой школы и выделяйте им определенный лимит.

ТД: В марте на Совете по демографической политике я выступила с инициативой провести его следующее заседание на крупном предприятии. Возьмем тот же УАЗ или «Авиастар», посмотрим, какие у них социальные пакеты и как они поддерживают, например, матерей, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Разве предприятия не могут позволить себе оплачивать какие-то дополнительные программы? В нынешней ситуации без совместной работы и взаимных шагов навстречу государственным и частным предприятиям мы не сможем создать социально-комфортную среду, с развитой инфраструктурой, в которой можно было бы посещать бассейны, спортзалы, культурные мероприятия и т.п. И тут, конечно, главной должна быть власть, только она имеет рычаги, ты правильно сказал, ведь бизнес построен на ульяновской земле – значит, власть создала бизнесу условия для этого и вправе ждать отдачи.

ДЕ: Это опять к вопросу об общем деле. Губернатор же говорит, что люди нужны и тому же бизнесу. Ведь бизнесмен заинтересован, чтобы на него работали действительно грамотные специалисты, и чтобы при этом они были здоровы и смотрели в будущее. На это была рассчитана советская система, и сейчас делает ставку западная. Мы же как-то застряли в переходе. Нам необходимо искать свою формулу.

ТД: Есть хороший опыт тех же скандинавских стран. Например, Швеции, где очень хорошо продумано именно социальное направление. Сейчас много ехидничают над проектом «Культурная столица», но я не вижу в нем ничего плохого. Умную экономику могут построить только культурные люди. Поэтому надо делать все для того, чтобы Ульяновск приближался к этому идеалу. Необходимо ставить амбициозные цели и планомерно идти к ним, тогда будут и более весомые результаты. Думаю, что здесь Губернатор смотрит дальше, нежели остальные. Это вопрос широты горизонта, стратегичности мышления. А работать над достижением стратегических целей должна вся команда: и исполнительная, и законодательная власть, а также СМИ и бизнес-сообщество.

ДЕ: Но у бизнеса мозг сконструирован иначе, у него другие функции и возможности. Даже обращаясь к власти с благими помыслами, они могут только предложить – «вы нас ограничьте». И не факт, что они на самом деле этого хотят. При этом, например, в магазинах одного из депутатов и «борцов» за здоровый образ жизни «энергетики» продаются уже на кассе. Бизнес заинтересован только в прибыли. Дикие 90-е приучили к мышлению: деньги сегодня, а далее хоть трава не расти. Сами себя они ограничивать не будут.

ТД: Именно поэтому должны предприниматься жесткие и решительные законодательные меры. Но в законе все не пропишешь, поэтому, повторюсь, должны быть и ответственные продавцы, и нравственное общество в целом.