Ульяновский театр-студия «Enfant terrible» («Несносный ребенок») 28 марта открыл региональный театральный фестиваль «Лицедей» премьерой спектакля по пьесе А. Володина «Ящерица».
Самый юный театр нашего города (ему всего три года) не изменяет себе. Он смело экспериментирует, не впадая в крайности авангарда, поднимает корневые вопросы бытия, отдавая предпочтение жанру притчи, пробуждает «чувства добрые» живой, лишенной штампов актерской игрой.
Спектакль был дан в стенах нового помещения театра-студии. «Несносному ребенку» не так давно отдали площади рядом с бывшим магазином «Свияга» на улице Минаева, причем – весьма запущенные. Артистам пришлось самим, засучив рукава, выносить десятки тонн строительного мусора. Перед премьерой публика, преимущественно молодежная, уже могла лицезреть получившийся в результате дизайн интерьера в андеграундном стиле: первозданно-кирпичные стены с темными деревянными ставнями на окнах, одиноко торчащую посреди фойе створку старой двери, «диваны», сложенные из новенького кирпича… В соответствии со стилем актеры встречали публику наряженными в антигламурные смокинги из грубой холщевой ткани.
Но вернемся к «Ящерице». Эта философская притча, написанная в конце 60-х годов известным советским драматургом, сценаристом и поэтом Александром Володиным, вместе с еще двумя его пьесами – «Выхухоль» и «Две стрелы» – составляет триптих о первобытных людях.
Ранее в Ульяновске эта пьесу поставил для студентов-актеров своего курса в УлГУ народный артист России Борис Александров, более года назад ушедший из жизни. Его ученики, что называется, «подхватили знамя». Версию реконструировал руководитель театра-студии «Enfant terrible» Дмитрий Аксенов.
Сюжет пьесы в некоторых моментах сродни шекспировской «Ромео и Джульетте». Враждуют два племени – Зубры и Скорпионы. Последние владеют более совершенными орудиями убийства, и потому они побеждают, прогоняя соперника с его земель. Зубры посылают в лагерь противника своего лазутчика – молодую женщину по имени Ящерица – разведать, почему стрелы Скорпионов легко поражают цели в отличие от их копий. Похититель Ящерицы – молодой Скорпион – влюбляется в нее, а потом и она начинает испытывать к нему нежное чувство…
Постановка поднимает тему, продолжающую оставаться актуальной еще со времен первобытно-общинного строя. Мало что изменилось за тысячелетия существования рода человеческого, все те же – вражда людей, государств и цивилизаций, их агрессивное соперничество за территории и ресурсы, невозможность понять друг друга. Похоже, больше уровень техники и комфорта, а отнюдь не уровень сознания и духа, отличают нас от живших до нас. И в постановке отдаленные временные эпохи смыкают и нравы, и джинсовые лохмотья костюмов представителей обеих племен.
Враг таится, впрочем, не только на границах обитания народов и государств. Дисгармония, она – внутри, в умах и сердцах, и это главная опасность для существования человека и человеческой цивилизации.
По мысли авторов пьесы и спектакля, только любовь может служить спасением. К этому чуду – к любви – главные герои доисторической истории Ящерица (Наталья Ляхова) и Похититель (Виталий Злобин) идут через препятствия: разноязыкость, разноплеменность, сопротивление старших, людские козни и интриги.
Ящерица оказывается перед сложным выбором: скрыть разведанную информацию о луках и стрелах противника или передать ее соплеменникам? В итоге речь идет о том, что она должна либо предать своего любимого и его род, либо обречь своих на вымирание.
Драматизм действия поддерживается потрясающей атмосферой, созданной на сцене. Мрачные кирпичные стены в полутьме сродни стенам пещеры. Но главное, – энергия игры молодых артистов такова, что она заражает зал, который начинает верить в театральную условность и проживать вместе с героями придуманную жизнь.
Спектакль впечатляет пластикой (движение и пластика Алексея Гущина и Натальи Ляховой). Воинственные пляски, мимические комические сценки, переходящие в клоунаду, лирические номера, рассказывающие о любви и нежности, органично вплетены в канву действия. Что может быть лучше языка жестов и движений, когда слова друг друга героям спектакля непонятны?..
Создан прекрасный актерский ансамбль. Более десятка исполнителей ролей людей Зубров и Скорпионов (почти каждый являет собой яркую индивидуальность) не подавляют, а, наоборот, деликатно оттеняют игру пары главных героев – молодых актеров.
Похититель – долговязый и трогательно «ушастый», простодушный и непосредственный – первобытный Ромео (Виталий Злобин), кажется, не играет свою роль, а живет всерьез. Образ настолько объемен, чистосердечен, что вызывает горячую симпатию у публики.
Ящерица – умная, сильная духом, полная очарования молодости и свежести – сыграна Натальей Ляховой искренно, на едином дыхании, с удивительной пластичностью. Она «растет» от чувства ненависти к противнику своего племени до понимания, что Скорпионы – «не плохие» люди, что они также страдают от войны и также имеют право на жизнь. Зал в отчаянии замирает, когда Ящерица в финале падает, сраженная предательской стрелой. И когда с «земли» поднимается актриса, зрителям хочется верить, что это ожил ее персонаж.
Ирина Морозова
P.S. Спустя несколько дней, 2 апреля, на церемонии закрытия «Лицедея» «Ящерица» была названа жюри «Лучшим спектаклем». Поздравляем «Enfant terrible» и его артистов!