Один из первых русских воздухоплавателей, знаменитый борец Иван Заикин был уроженцем Симбирского края.

О знаменитом на весь свет русском богатыре Иване Заикине как уроженце Симбирской губернии вспоминают крайне редко. Крошечная статья посвящена ему в Симбирской-Ульяновской энциклопедии. Родился в селе Верхнее Талызино Курмышского уезда губернии, позднее, заработав славы и, видимо, денег, приобрел небольшое имение в том же уезде, говорится в ней.

Член Ульяновского отделения Союза филателистов России Виктор Будкевич обнаружил, что в Молдавии вышла марка с изображением Ивана Заикина.

В Кишиневе существует улица, носящая его имя, проводится турнир по греко-римской борьбе его памяти. Сохранился и дом, в котором жил Заикин. Прежде в нем работал музей, а сейчас новые хозяева дома сохраняют мемориальные доски на его стене.

Ульяновску, полагают филателисты, тоже стоит увековечить память об Иване Заикине. К примеру, в названии одной из улиц. Ведь знаменит он был не только как спортсмен уровня Ивана Поддубного, но и как один из первых в Российской Империи воздухоплавателей.

В прошлом году исполнилось 130 лет со дня рождения Ивана Михайловича. На свет он появился 5 ноября 1880 года. С детства мечтал о богатырской силе – отец был известным на Волге кулачным бойцом. К 20 годам мечта работавшего на погрузке барж и рыбных промыслах молодца стала обретать реальные черты. Заикин попал на работу к астраханским купцам, которые содержали атлетическую арену в Царицыне. Там встретился с атлетом Владиславом Пытлясинским, который стал первым учителем будущего богатыря. Вскоре Заикина стали приглашать на выступления в цирке: он не только занимался борьбой, но и демонстрировал свою силу во впечатляющих трюках. Гнул рельсы на плечах, вязал узлы из полосового железа.

На всю Россию Иван прославился в 1904 году, когда был отправлен купцами на чемпионат в Санкт-Петербурге. Там Заикин выиграл первый приз по гирям. Вскоре его имя стали ставить в один ряд с Иваном Поддубным. Два Ивана встречались и лично – устраивали настоящие богатырские схватки. Но чаще Заикин выступал на арене цирка или ездил по соревнованиям. В 1908 году в Париже он впервые стал чемпионом мира по классической борьбе.

Через два года богатыря от тяжестей потянуло к небу. Работал он тогда в цирке в Одессе. Пугал зрителей якорем в 25 пудов, который таскал на спине, и другими тяжеловесными номерами. Дружил с писателем Александром Куприным, который неграмотного борца научил расписываться. Писателя богатырь звал уважительно «Ляксантра Иваныч».

Куприн и оказался одним из тех, кто подтолкнул борца к полетам. Весной 1910 года они стали свидетелями шоу, устроенного приехавшей в Одессу баронессой де Лярош, одной из первых женщин-пилотов. Баронесса, несмотря на известность, поднявшаяся в воздух на аэроплане, россиян не впечатлила: летала мало и невысоко.

Разочарованный богатырь сказал, что и он бы так смог, а друг-писатель его подначил: «Буду первым твоим воздушным пассажиром». Сгоряча сложившееся пари подогрели журналисты, а купцы Пташниковы обещали богатырю летательный аппарат. Воодушевленный, он бросил арену и помчался во Францию учиться летать.

Постигать новое искусство пришлось по наитию. Занятия-то шли на французском, а Заикин и русский знал только разговорный. Но упрямство оказалось сильнее языковых барьеров. Нехватка средств также не помешала закончить занятия. На деньги купцов был куплен аэроплан «Фарман», а вырученные под залог золотых часов и чемпионских регалий средства пошли на продолжение учебы.

В итоге в августе 1910 года диплом пилота борцом был получен. Он официально стал девятым воздухоплавателем в стране, принимал участие в показательных полетах на Ходынском поле. К сожалению, долго удержаться у неба не удалось. Спуститься на землю пришлось опять-таки из-за дружбы с Александром Куприным.

Тот в ноябре 1910-го, когда Заикин с показательным полетом выступал над Одесским ипподромом, напомнил другу о взятом с него слове. Авиатор взял писателя в пассажиры, но полет оказался неудачным. Чтобы не упасть на людей, пришлось жертвовать летательным аппаратом. Зрители были спасены, и борец, и писатель целы, а вот «Фарман» разбит. Куприну досталось право изложить пережитое в рассказе «Мой полет», а Заикину купцы Пташниковы отказали в праве подниматься на аэроплане.

Пришлось вернуться к цирковой арене и борьбе. Несмотря на возраст, работал с тяжестями Заикин еще долго. С 1928 года слава о нем гремела по Кишиневу, куда атлет переехал вместе с женой. В 1930 году, в 50-летний юбилей, газетчики даже разразились известием о смерти- богатыря. Якобы он погиб во время своего коронного трюка «Живой мост». Для его выполнения Заикин ложился, ему на грудь клали дощатый помост, по которому проезжал автомобиль. Машина заглохла посреди трюка, застряв одним колесом на голове атлета, другим – на его ноге.

Но слухи о его смерти оказались сильно преувеличенными. Заикин выступал еще несколько лет, в 1934 году победил молодых соперников на чемпионате в Риге. Умер он в возрасте 68 лет.

Похоронен знаменитый борец в Кишиневе, на Армянском кладбище. Память о нем хранят не только улица Заикина в молдавской столице и чемпионат его имени, но и коллеги закадычного друга-писателя. Рассказы о Заикине писал Руфин Гордин, живший в Кишиневе. О нем же рассказывает современный российский прозаик Владимир Кунин в книге «Воздухоплаватель», посвященной первым русским авиаторам.

Лидия ПЕХТЕРЕВА