14 апреля в Ульяновске в рамках «Губернаторских чтений» прошла публичная лекция Евгения Гонтмахера. Это было частное, но весьма знаковое событие для областной столицы, которое показало, что Ульяновская область становится регионом федерального значения.

«Место силы». Так говорят местные почвенники об ульяновском регионе. Конечно, можно много иронизировать по поводу заявлений о том, что с территории области вышли предки всего человечества, что тут, якобы, расположена геомагнитная аномалия, но отрицать особую роль региона невозможно. Даже сам именитый гость сразу сказал об особом интеллектуальном вкладе Симбирска-Ульяновска в мировую культуру. Нити Отечества сплелись здесь особым образом: мы можем легко предложить рецепты для всей России, не решая в тоже время собственных проблем. Такой феномен Обломова-Керенского-Ленина. Ему есть вполне рациональное политико-социологическое объяснение, но сейчас не об этом. Вернёмся к конкретному событию, которое иллюстрирует названный эффект.

О событии по форме.

Форма лекции была весьма необычной. Евгений Гонтмахер – известный эксперт «инсоровского пула», который позиционируется как либерально-западнический и «медведевский». Он приезжает в город специально, чтобы провести эту встречу и презентовать доклад «Обретение будущего». Он прибывает сюда в частном порядке на мероприятие политического клуба «Третий сектор».

Организатором клуба является никому неизвестная студентка-политолог Наталья Иост.

С какого-то перепугу частный визит и мероприятие гражданского общества вдруг становится «Губернаторскими чтениями» и на него заявляются не только региональные министры и всякие «шишки», но и сам губернатор Сергей Морозов!

Получается странный формат, который в России ещё никто и никогда не видел! Николай II, скажем, даже в официальную Госдуму брезгал ездить. С тех пор правители стали гораздо демократичнее, но никто из них никогда не посещал заведомо оппозиционные чужие мероприятия. Я помню, когда во время встречи с Владимиром Шамановым один мой знакомый идеологический работник сказал: «Неужели кто-то мог подумать в советское время, что губернатор может ездить по организациям и агитировать за себя?» Византийское сознание просто не может уместить в себе такого панибратства вождя и народа. Трудно представить, чтобы Владимир Владимирович пошёл на митинг «несогласных» поблагодарить участников за активную гражданскую позицию.

Тут возникает вопрос. А не является ли данный манёвр губернатора попыткой выказать уважение к президентскому лагерю, точнее – к президенту? Но, во-первых, буквально вчера Путин дал чёткую команду чиновникам прекратить метания между лагерями. А, во-вторых, ради чего тогда идти в какой-то «Третий сектор»? Эта версия отпадает.

И вот думается мне, что в нашем тихом местечке зарождается совершенно новая форма политической жизни, которая в очередной раз может стать моделью для всей России. Благо за последние годы регион стал узнаваем как территория, где рождаются неординарные идеи. За творчеством местных чиновников с удовольствием следят не только зрители «Прожекторперисхилтон», но и кремлёвские массовики затейники. Есть повод обратить на нас внимание ещё раз.

Посмотрите, господа, как может уживаться в одном общем деле крайний либерал, активист гражданского общества и крайне авторитарный губернатор. Им нечего делить! У них есть лишь одна цель – сделать наше общество лучше. Возможно, звучит и пафосно, но это правда. А что там «в верхах»? Осмелится ли кто-то из бронзово-гранитных правителей поучаствовать в жизни общества? Просто – без протокола и спичрайтеров? Или боязнь живых и свободных людей не даёт покоя, как застарелая болезнь?

О событии по сути.

Теперь о том, зачем к нам приезжал Гонтмахер. Рекламировать доклад, который и так все читали? Ничего нового он не сказал, в партию либералов не агитировал. Зачем? Может быть, чтобы напитаться нашей силой? Отчего ж не поделиться! Тем более, что официальная цель презентации – сбор мнений о докладе.

Скажем так: доклад нам не понравился. Ничего в нём по делу нет. Наш земляк Ленин за такую сопливую мазню пригвоздил бы к стене только апрельскими тезисами. Наш каменный Маркс написал бы критику к каждому предложению. Обломов бы не дочитал и до десятой страницы сокращённой версии. Утомляет.

Что же это получается, Евгений Шлёмович? Вы не либерал, доклад – не предвыборная программа. А что же это? Провокация, говорите Вы. Но в чём интеллектуальность провокации? И кто же кроме ИнСоРа в России либерал?

Вы говорили о «точках невозврата». Так вот, вчера, 13 марта, мы прошли такую точку. Это был день, когда в России могла начать утверждаться либеральная идеология. Но события повернулись так, что утверждаться нечему. Доклад «Обретение будущего» не имеет полезного выхлопа. В нём нет принципов, нет целей, нет механизмов их достижения. Российская интеллектуальная элита скатилась на уровень общественной мысли времён Тамерлана. Нельзя так писать.

Как возникнут нормальные партии, о которых Вы говорили? Нормальные институты. Без идеологии – нет партий. Без партий – нет консенсуса в обществе. Вы открещиваетесь от либеральной идеологии, вы открещиваетесь от политики. Разве не Вы говорили о роли элиты? Разве не Вы – элита? Разве в зале, где Вы выступали, не было элиты?

В этом плане ульяновский губернатор сказал более правильные слова, хоть он и не эксперт. Он сказал, что каждый должен начать с себя, чтобы изменить этот мир. Что Вы, Евгений Шлёмович, сделали, чтобы Россия избежала реализации пессимистического сценария? Сегодня, 14 апреля, Вы отреклись от собственных сил. К Вам на встречу пришёл губернатор, который желает встать во главе местной консервативной партии. Почему он оказался сегодня более либеральным, чем Вы?

Могу только надеяться, что «место силы», которое Вы посетили, даст Вам уверенность в себе. Если будет иначе, то тогда не стоит убеждать людей в том, что Вы – эксперт, и знаете, что делать. Думаю, что и президенту Медведеву в таком случае не стоит придавать особого внимания Вашему «экспертному мнению». Ему нужно найти новых советников. В противном случае Россию ждёт быстрое скатывание в хаос. Даже более стремительное, чем Вы предрекаете.

Если, конечно, Россия не вернётся к местам своей силы, где рождаются новые идеи и действия.