В музее «Народное образование Симбирской губернии 70-80-х годов XIX века» в этом году отмечают сразу три юбилея.

25 июля этому музею будет 30 лет, а 5 апреля уже исполнилось 140 лет первому в Симбирске женскому приходскому училищу, в зданиях которого музей располагается. Еще одна знаменательная дата грядет 26 июля: 180 лет со дня рождения Ильи Николаевича Ульянова, инспектора народных училищ Симбирской губернии, самым непосредственным образом причастного и к созданию училища.

Революционер в народном образовании

Говоря о семье Ульяновых, часто упоминают о том, что все дети Ильи Николаевича, добропорядочного верноподданного Российской империи и образцового христианина, стали революционерами. Но если внимательнее посмотреть на деятельность Ульянова-старшего, то выходит, что первым революционером в семье был он. Правда, революционером со знаком «плюс».

Сын бывшего крепостного, с большим трудом выбившийся «в люди» из низов, Илья Николаевич как никто другой понимал ценность образования. Как и многие «шестидесятники» в России, после отмены крепостного права он мечтал о всеобщем образовании для детей бедноты. Тогда в страну пришла воистину «весна образования», и были сильны надежды, что образовательные реформы принесут благоденствие и благосостояние государству. —

Благодаря этим реформам Ульянов был назначен инспектором народных училищ Симбирской губернии. В город он приехал с семьей в 1869 году из Нижнего Новгорода.

Истинный пассионарий, Илья Николаевич начал колесить с проверками по большой губернии — в полтора раза большей, нежели современная Ульяновская область. В ней, по официальным документам, насчитывалось более 400 школ. Но въедливый инспектор выяснил, что на самом деле работало только 89. Остальные либо числились на бумаге, либо влачили существование в жалких церковных караулках без букварей, тетрадей, карандашей и. прочего. А главное, — без грамотных, хорошо подготовленных учителей.

За 16 лет благодаря подвижничеству и энергии Ульянова в Симбирской губернии была создана система народного образования. Он умел убеждать крестьян дать денег на строительство новых школ. В результате их появилось более 200, некоторые были возведены по собственным проектам Ильи Николаевича. Он превратил их в настоящие школы с партами, профессиональными учителями, методиками преподавания.

Илья Николаевич сам начал готовить учителей. Возглавил педагогические курсы и выпустил в сельские школы таких же, как и он, увлеченных идеей народного образования специалистов. На просторах царской России нигде, кроме Симбирской губернии, не было столь образованных педагогов для крестьянских детей. К тому же инспектор сумел добиться увеличения жалования для них. Учителя вместо 67 рублей в год стали получать 180. По тем временам это были солидные деньги. Лошадь или корова, например, стоили около 30 рублей.

В последние годы жизни Ульянов не был обласкан властью. Умер рано, не дожив и до 55 лет.

По свидетельству научных сотрудников музея, нынешним ульяновским школьникам имя Ильи Николаевича Ульянова ничего не говорит. Засвияжские дети принимают его за…Хо Ши Мина, памятник которому установлен в этом районе. Между тем, симбирский подвижник образования достоин того, чтобы о нем знали и помнили…

Грамотная мать — грамотный народ

Именно Илья Николаевич Ульянов открыл на Панской улице (ныне ул. Энгельса) первое женское приходское училище для девочек недворянского происхождения.

Он и тут стал первопроходцем, решительно ломающим стереотипы. Дело в том, что тогда учить девочек в публичных заведениях считалось «неприличным», о чем в начале XIX века писал поэт Державин. Илья Николаевич же как сторонник педагогики Ушинского считал, что это необходимо делать, ибо грамотная мать есть грамотная семья, а в итоге — и грамотный народ.

Первоначально симбиряне настороженно отнеслись к новому учебному заведению. Приходилось уговаривать родителей отдавать сюда своих дочерей. В первый год не набрали и 70 учениц, на которых было рассчитано училище. А потом их уже было больше, и не хватало места для всех. Школа была вынуждена арендовать здания и на Большой Саратовской, и по Овражному переулку, пока, наконец, не переехала в дом Языковых на Покровской улице.

Всю свою жизнь училищу отдала учительница Вера Павловна Прушакевич-Ушакова. У нее — необычная судьба. Она была родственницей знаменитого адмирала Ушакова. Мать Верочки умерла, когда ей было четыре года. Отец стал пить, опустился и даже пытался продать маленькую дочку за пятьдесят копеек цыганам. Родственники Астаховы взяли ее к себе и определили в Мариинскую гимназию. Она окончила ее с золотой медалью, и единственная из всего выпуска написала прошение с просьбой определить ее в народные учительницы. Своего единственного сына Прушаке-вич-Ушакова потеряла, поэтому всю энергию и материнскую любовь отдавала девочкам приходского училища. Незадолго до смерти ее наградили высшей учительской наградой — серебряной медалью «За усердие».

Вера Павловна учила Ольгу и Володю Ульяновых. Володя для подготовки в гимназию ходил к ней заниматься до или после уроков в училище, а Ольга поступила в эту школу. Учеба здесь позволила ей стать сразу ученицей четвертого класса Мариинской гимназии.

В училище занимались три года. Единственная учительница преподавала всем трем отделениям или, говоря по-современному, — классам. Пока она давала урок одному отделению, два других занимались самостоятельно. Изучались чтение, письмо, арифметика, география, история, рукоделие гимнастика и даже иностранный язык. А главным предметом был закон Божий.

Школа давала практические навыки. В царской России дети с восьми лет уже могли работать. Их принимали даже на фабрики и заводы. И нередко уже после окончания первого класса, получив элементарные знания, ребенок из бедной семьи покидал школу и зарабатывал себе на хлеб.

Девочки должны были научиться шить, вязать, вышивать и мастерски штопать дырки. Ткани были сплошь натуральные и часто рвались. Считалось, что если девушка не владеет этим искусством, то ее не возьмут замуж. Для уроков рукоделия каждой ученице городская управа выделяла по рублю в четверть — немалую по тем временам сумму — с условием, что она должна вернуть в городскую казну 50 копеек. Поэтому изделия — одежда, одеяла, полотенца и прочее — продавались. Отношение к детям в училище было гуманным, поскольку высшей целью учителя XIX века было дать ребенку заряд оптимизма на будущее. Одна из педагогов писала: «… воспоминания о школе должны быть настолько отрадны, чтобы смягчить сердца в дни печали и озлобления на жизнь».

Учебный день начинался с молитвы. Ученицы просили у Господа Бога силы «возрасти Создателю во славу, Отечеству — на пользу, родителям

— на утешение». В связи с этим интересные ответы на вопрос, зачем они приходят в школу, экскурсоводы получают от современных детей. Основные варианты: чтобы быть умным; чтобы получить работу; чтобы не умереть с голоду. Иногда конкретно говорят: чтобы уехать жить за границу.

Жизнь школы изменилась в 1883 году, когда в здания на Панской улице переехало мужское приходское училище. Женское же училище справило новоселье в доме Языковых на Покровской улице (теперь здесь музей метеорологии) и стало носить имя поэта Николая Языкова. После революции, в 1919 году, оно было преобразовано в 19-ю советскую женскую школу.

«Нескучные уроки» в музее

— Музей «Народное образование Симбирской губернии 70-80-х годов XIX века» стал одним из учреждений, с которых начинался наш заповедник, — говорит директор ГИММЗ «Родина В.И. Ленина» Александр Зубов.

Музей располагается в школьной усадьбе с двумя мемориальными зданиями постройки середины XIX века. В домике, где были квартиры учительницы, надзирательницы и сторожа, — экспозиция с уникальными экспонатами об истории народного образования края и его деятелях.

Бережно воссоздана обстановка в другом доме, где учились девочки. В просторной классной комнате установлены деревянные парты и учительская конторка — именно такими они были в старой школе. Здесь и классные доски, и наглядные пособия, и учебники, и подлинные карты — географическая и для изучения церковной истории. Не забыты даже иконы. Впечатляет теллурий, купленный для училища еще Ульяновым, с помощью которго наблюдают как вращается вокруг Солнца Земля.

В интерактивной части этой комнаты музейщики проводят «нескучные уроки» по арифметике, чистописанию, чтению, рисованию,рукоделию и другим предметам. Школьников усаживают за парты, они старательно выводят буквы перьевыми ручками, читают по старинному букварю, решают задачки. Для разминки их выводят во двор, где дореволюционные дети играли на свежем воздухе в подвижные игры и занимались гимнастикой для здоровья, как рекомендовали методики XIX века. Это полезно подрастающему поколению и в веке XXI-м.

У музея сложились свои традиции. Устраиваются праздники в честь первоклассников в сентябре, в честь педагогов в День учителя и другие. А 26 июля, в день рождения Ильи Николаевича Ульянова, друзья музея собираются на чаепитие с вишнями, которое очень любил инспектор народных училищ. На юбилей эта простая и добрая церемония обещает быть особенно трогательной и душевной.

Ко всем трем датам в музее открыли выставку под названием «Время проходит, но сказанное слово остается». Она напоминает о деяниях Ульянова и его сподвижников, об истории народного образования, об открытии самого музея, о его первой заведующей Татьяне Константиновне Турицыной и многом другом.

Остается добавить, что музей никогда не пустует. Сюда приводят школьников, приходят студенты, педагоги, любознательные горожане. История, к счастью, кого-то все же чему-то да учит…

Ирина Морозова