Виктор Никитин

Накануне весенней посевной фермеры обсудили наиболее насущные проблемы. Одно из совещаний проходило в селе Большое Нагаткино Цильнинского района. Местом проведения этот район был выбран не зря. Он считается лидером в части развития фермерства. В Цильнинском районе живут и трудятся около сотни фермеров, хозяйства некоторых из них больше, чем в ином СПК.

Глава района о наболевшем

На правах принимающей стороны о состоянии дел в районе рассказал Ханяфи Рамазанов. Он отметил, что в районе завершается подготовка к проведению весенне-полевых работ (ВПР). Определены основные источники финансирования, которые составят 250 миллионов рублей. Ведутся закупки минеральных удобрений и семян. Но есть проблема с ГСМ. Известно, что область получит только 55% льготного топлива. Район получает ещё меньше – 32%. Соответственно, требует решения вопрос о получении дополнительных лимитов.

По словам Ханяфи Валеевича, вызывает опасения состояние озимых. Не все озимые доживут до уборочной страды (в районе под ними 10 тысяч гектаров). Ледяная корка, образовавшаяся после декабрьских ледяных дождей, не даёт талым водам уходить в землю, создаёт парниковый эффект, который усиливает большая снежная «шуба». Как результат – появление плесени. В этой связи Ханяфи Рамазанов призывает земледельцев района последовать примеру Ульяновского НИИ сельского хозяйства. Там выводят на поля тяжёлые тракторы без снегопахов и пускают их по кругу, чтобы взломать ледяной панцирь. Одним словом за влагу на полях предстоит бороться.

Ханяфи Рамазанов с удовлетворением отмечает тот факт, что сельхозпродукция начинает обретать истинную цену. Соответственно этому в районе земля очень востребована, за неё, образно говоря, уже «дерутся». Идёт переоформление земельных паёв, владельцы которых, получив возможность выбора, готовы на первом этапе передать около трёх тысяч гектаров земли тем, кто больше за неё заплатит. Понятно, что между фермерами разгорается конкуренция. Администрация района видит в этом добрый знак и нацелена на получение хороших результатов.

Несмотря на засуху минувшего года в районе увеличено поголовье КРС, в том числе дойного стада, а также овец и свиней. Больше, чем в предыдущие годы, произведено мяса и молока. Сказалась помощь федерального, а больше всего, регионального центра, которая в прошлом году была в два раза больше обычного. Для района она составила 100 миллионов рублей. Один только СХПК «Волга» получил 15 миллионов рублей субсидий. В хозяйстве 1100 голов КРС, 500 дойных коров, 900 овец. Выжить и спасти животноводство хозяйству помогли именно субсидии.

Почему сахарную свеклу везут в Буинск?

Планы на 2011 год грандиозные. Район намерен расширить посевы всех культур до 60 тысяч гектаров. По всем расчётам подсолнечник должен занять пять тысяч гектаров, картофель – более одной тысячи. Впервые за последние годы в рабочих планах стоит гречиха.

А вот под сахарную свёклу отводится 11 тысяч гектаров. Такого размаха не было даже в самые лучшие годы Советской власти! Тогда посевы не превышали 7300-7500 тысяч гектаров. На перспективу намечено отводить под свеклу до 18 тысяч гектаров. Такие шаги оправданы, если учесть, что производительность Ульяновского сахарного завода составляет ежесуточно пять тысяч тонн. Он должен работать не менее 100 дней в году, значит, ему на это время потребуется не менее 500 тысяч тонн сладких корнеплодов.

Однако не всё ладно с семенами сахарной свеклы. Качество отечественных оставляет желать лучшего. Как высказался ведущий фермер района Вячеслав Салюкин, их использование влечёт за собой потери урожая до 150-200 центнеров с гектара. Приходится покупать семена импортного производства, нести большие затраты. Однако вопросы субсидирования по таким закупкам на областном уровне до конца не урегулированы. Возникает вопрос: если надо поддерживать отечественных производителей семян, то почему бы не поддерживать и фермеров?

Но самой сильной головной болью фермеров района остаются отношения с Ульяновским сахарным заводом. Их понять можно. Они являются ведущими свекловодами области и большинство своих планов строят именно на производстве сладких корнеплодов. Но фермерам многое непонятно. Вернёмся к высказыванию Вячеслава Салюкина: «Мы подбираем для сева сахарной свеклы отменные семена, которые в других регионах показывают более 18% сахаристости. На Ульяновском сахарном заводе этот показатель редко поднимается выше 13%. В прошлом году моё хозяйство отсеялось до 20 апреля. Вегетационный период был достаточный: убирать свеклу мы начали 20 сентября. Получили самый высокий урожай в районе. И что же? Оказалось, что наша свекла самая пресная и грязная. Это что за подход? Завод, видите ли, хочет жить. Но и мы хотим жить. Так давайте сотрудничать. А нам выкручивают руки».

Его полностью поддерживает другой фермер Александр Никитин: «Ситуация по сахарному заводу из рук вон плохая. Мои паи находятся от него в каких-то ста метрах. А свеклу я вынужден возить за 50 километров в соседний Татарстан на Буинский сахарный завод. Там сахаристость на 1,5% выше получается, и расчеты производят быстро. Мы живём за счет свеклы. А приходишь на «свой» завод, просишь помощи – тебе отказывают. Это проблема многих фермеров района. Болею душой за свой район. Но Ульяновский сахарный завод обманывает на глазах. Ситуация всё хуже и хуже. С ним надо разбираться. Так больше продолжаться не может».

Ханяфи Рамазанов хорошо понимает своих тружеников. Он по-своему оценивает ситуацию: «Здесь не столько денежные, сколько морально-нравственные отношения. Представители Ульяновского сахарного завода разговаривают с нашими фермерами пренебрежительно, через губу, встреч избегают. А встреча за столом переговоров необходима. Только мы в состоянии обеспечить предприятие сырьём для переработки. Надо сделать всё возможное, чтобы не повторилась ситуация прошлого года, когда фермеры нашего региона сдали в Мордовию на Ромодановский сахарный завод 30 тысяч и в Буинск 20 тысяч тонн сахарной свеклы. Из области уходят и сырьё и деньги. А хотелось бы другого: устранить трения с Ульяновским сахарным заводом, чтобы выстроить совместную работу на благо района и области».

Взвешенно подходит к оценке ситуации Александр Чепухин: «На проблему нужно смотреть с двух сторон. Фермеры и сахарный завод – бизнесмены. Соответственно этому каждый отстаивает свои позиции. Проведённый мной сравнительный анализ показал, что Ульяновский, Буинский, Ромодановский заводы мало чем отличаются друг от друга. Более того, на Буинском, насколько знаю, начинаются проблемы. Опять же, три фермера из Цильнинского района отправили туда 20 тысяч тонн сахарной свёклы. Одновременно с этим из Татарстана на наш завод привезли 60 тысяч. Поэтому цильнинцам не надо козырять, мол, увезём свёклу в другое место. Лучше спросить себя: «А ждут ли нас там? И лучше ли у соседей условия? В конце концов, за исключением вывезенного всё остальное осталось в регионе». Александр Викторович сообщил, что провёл встречу с руководством Ульяновского сахарного завода. Договорились, что всем вопросам, а это, прежде всего, такие показатели как вес, грязь, сахаристость будет обеспечен конструктивный подход. Предстоит целая серия встреч со свекловодами. Министр заявляет: «Вопрос мы будем держать на постоянном контроле и не дадим сторонам готовить почву для раздоров. Это наша забота, чтобы и завод работал, и фермеров устраивали предлагаемые условия».

Не обошёл Александр Викторович молчанием и возможность строительства на территории области ещё одного сахарного завода. Пока можно сказать лишь одно: пожелание исходит от аграриев Заволжской зоны, конкретно, Чердаклинского района. Они испытывают большие проблемы с доставкой свёклы на Ульяновский сахарный завод. Надо учитывать и тот факт, что в Мелекесском, Старомайнском, Новомалыклинском районах есть люди, которые готовы заниматься выращиванием сахарной свёклы. Здесь нет никакого умысла «подсадить» цильнинцев, составить им конкуренцию. Цель другая – увеличить площади посевов: 18 тысяч гектаров для нашей области далеко не предел. Культура рентабельная и у неё большие перспективы.

Остаётся верить, что ситуация с сахарным заводом разрешится и в пользу региона, и в пользу фермеров.