Для России слово «зона» – сколь многоплановое, столь и неоднозначное. Попавший в зону – изолированный или избранный? «Порог вхождения» – условие или препятствие? И в чем особенность этих самых «особых», почему их число по стране укладывается в два десятка?

– В России существует три типа территорий: есть «Сколково», есть особые экономические зоны и есть собственно Россия. Подобное разнообразие юрисдикций может иметь негативный эффект. Сегодня инвесторы смотрят: а что мне делать? Пойду ли я в Сколково, или я пойду в ОЭЗ, или я пойду в Россию? Каждый раз приходится считать, что выгоднее и надежнее в долгосрочной перспективе. К тому же такое разнообразие мешает регионам привлекать инвестиции. Почему бы просто не разрешить конкуренцию между областями за инвестиции. В Европе, например, каждый район, каждый город имеет свою промышленную зону, которую они развивают, конкурируя с другими. Это в целом улучшает бизнес-климат в стране. А наличие особых зон с привилегированным статусом мешает конкуренции регионов. Скажем, если бы десять лет назад Калуге пришлось конкурировать с особыми зонами, то, возможно, она бы и не развилась в той степени, в какой мы ее знаем.

Это интервью Франка Шауффа, гендиректора Ассоциации европейского бизнеса, журнал «Эксперт» опубликовал уже после того, как в Ульяновске отшумели дискуссии по поводу промзон и индустриальных парков. Интервью не стало диссонансом тому, о чем говорили на мартовской конференции «Промышленные зоны: требования инвесторов – действия власти» представители экспертных организаций, органов власти, консалтинговых компаний (задача которых – содействие предприятиям в подборе инвестплощадок для размещения новых производств), а также резиденты особых экономических зон, уже ощутившие на себе все плюсы и минусы этой «особенности». Мнение большинства – «избирательность» не есть признак рыночности. В стране до сих пор не созданы институты инвестиционной деятельности, есть системные проблемы, а потому действует «ручной подход» к подбору инвесторов.

Не стало, наверное, интервью Франка Шауффа и откровением для тех, кто устанавливает в России «правила игры» для крупных инвесторов и главное – для регионов, заинтересованных в привлечении таковых. Как заявил в Ульяновске директор Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития РФ Сергей Беляков, особая экономическая зона – это не инструмент создания инвестиционного климата, а инструмент развития территорий, «искусственное» привлечение ресурсов туда, где в этом есть необходимость с государственной точки зрения.

По мнению Белякова, это не всегда хорошо. По мнению большинства участников конференции, спущенная сверху «зональная» избранность взращивает иждивенчество и создает неравные условия для развития регионов. Закон «Об особых экономических зонах в РФ» действует с 2005 года. Согласно ему, в современной России существует четыре типа особых экономических зон: промышленные, технико-внедренческие, портовые, туристические. Всего их 16. Но, как показывает практика, территориальная привязка ОЭЗ далеко не всегда связана с инвестиционной активностью регионов. Активны те, кто рассчитывает на себя. Не случайно за последние годы в стране выявились явные лидеры в привлечении инвестиций – те, у кого есть внятная инвестиционная политика, кто создает собственные промышленные зоны и индустриальные парки, кому есть что предложить инвесторам. Почему такие регионы должны конкурировать с федеральным центром?

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов выступил с предложением: надо уходить от практики предоставления налоговых льгот, от преференций для избранных. Пора дать возможность всем инвесторам получать субсидии по факту инвестирования. Субсидии, компенсирующие часть понесенных затрат на реализацию инвестпроекта, могут быть как из федерального, так и из регионального бюджета. Так принято в странах Евросоюза. В Германии, например, в первый же год инвестору возвращается 30% вложений.

Кроме того, Ульяновская область предлагает создать Ассоциацию инвестиционно активных регионов, в которую вошли бы представители региональных органов власти, Минэкономразвития, консалтинговых структур, инвесторов, бизнес-компаний. В ассоциации, по мнению Сергея Морозова, должны быть те, кто ведет активную инвестиционную политику. По подсчетам, таких регионов в стране – 10-12.

Мария Мишина