Виктория Чернышева

В Ульяновской области запретят продавать спиртное по выходным.

Ульяновская область может стать первым регионом, где введут “сухой закон” на все выходные.

28 апреля депутаты местного Законодательного собрания обсудят законопроект, в рамках которого будет введен полный запрет продажи крепкого (более 15 градусов) алкоголя в субботу и воскресенье. Инициатором введения алкогольного “табу” выступило региональное правительство, которое разработало и утвердило соответствующий документ.

Родина Ленина стала “пионером” в борьбе с “зеленым змием”. В 2008 году здесь первыми в России запретили реализацию крепких спиртных напитков с восьми часов вечера до восьми утра. Затем местные власти пошли еще дальше – узаконили четыре “сухих” дня в году: 1 сентября,12 сентября (“день зачатия”), 25 мая (день последнего звонка) и 12 июня витрины с бутылками с водкой, коньяком и прочими напитками недоступны. Дальше – больше. Правительство региона обратилось к руководителям торговых сетей с просьбой разместить алкогольную продукцию “вне визуального ряда”. Главная цель нововведения – сократить число спонтанных покупок и не привлекать излишнее внимание к этому виду продукции. Некоторые ритейлеры действительно оборудовали для спиртного отдельные “бутики”. Но во многих ульяновских магазинах спиртное по-прежнему встречает покупателей прямо на входе.

Наконец, очередной этап – введение “сухих” выходных.

– Лично я положительно отношусь к этой инициативе, – рассказал корреспонденту “РГ” главврач областного наркологического диспансера Борис Песков. – Спиртное – это не предмет первой необходимости. Не хлеб или молоко. В субботу – воскресенье люди должны заниматься своими хобби, огородом, детьми, женами. А не “отмечать” все выходные и не приходить на работу с очумелой головой. Конечно, я не сторонник полного запрета алкоголя. Все должно быть в меру. Но ограничения должны способствовать тому, чтобы у людей не развивалась алкогольная зависимость. Есть опасение, что люди в своем желании выпить перейдут на суррогаты. Но нормальный человек никогда не будет покупать “паленую” водку. Те, кто страдает алкоголизмом, и сейчас, без запретов, покупают что подешевле – в том числе, и спиртовые настойки в аптеках. Это тоже большая проблема, и ее нужно решать.

К чему же привела антиалкогольная кампания? Продавать алкоголь, как ни странно, стали больше: за первый квартал нынешнего года в регионе реализовали 705,4 тысячи декалитров спиртного (в прошлом, за тот же период – 649,7 тысяч). Из них 43 процента составляет водка, 33 – вино и винные напитки, 9,6 – слабоалкогольные (до 15 градусов) напитки, 8,3 – шампанское, 3,2 – ликеро-водочные изделия, 2,7 – коньяки. Закономерный итог: с января по апрель милиция изъяла из незаконного оборота более 54 тысяч литров фальсификата (в прошлом году за первый квартал конфисковали 17 тысяч литров). Количество отравлений вроде бы уменьшилось – было 290, стало 250. А вот количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, выросло.

Стало больше пациентов в наркодиспансере.

– Но это палка о двух концах, – считает Песков. – К нам просто чаще стали обращаться. Чем раньше выявить болезнь, тем больше шансов, что ее удастся вылечить. В первом квартале мы пролечили 1057 человек – это где-то на 12 процентов больше, чем в прошлом году. Почти 11 тысяч человек у нас сейчас находятся в стадии ремиссии – то есть, не пьют от момента лечения до трех лет.

Бурное обсуждение “сухих” законов в ульяновском интернет-сообществе выделило главную проблему: запрет продажи крепкого спиртного ситуации не исправит. Молодежь сегодня “подкрепляется” пивом и алкогольными тонизирующими коктейлями. В то, что ульяновские власти пойдут против пивоваров, никто не верит: завод “Сабмиллер” сегодня считается одним из основных налогоплательщиков в региональный бюджет. А с употреблением коктейлей вообще никто не борется.

– Между тем, эти напитки, содержащие тонизирующие добавки, перегружают сердечно-сосудистую систему, влияют на психическую деятельность. Это своеобразный допинг, да еще и алкогольный. Растущий организм может быстро стать зависимым от него. А это приведет к плачевному результату, – говорит Песков.

Большинство обсуждающих эту тему ульяновцев сходятся в одном: нужно не только запрещать, но и предлагать альтернативу. Ведь зачастую, особенно в селах, пьют от того, что просто нечего делать, некуда пойти. А потому нужно организовывать полноценный семейный отдых, сделать доступными спортивные секции. Только тогда можно будет надеяться на какой-то результат. Запретительными же мерами можно добиться только расцвета подпольной торговли спиртным.

Кстати

В своем блоге председатель Ульяновской городской думы Василий Гвоздев озвучил такие данные. Опрос, который проходил в марте в 16 муниципальных образованиях Ульяновской области по заказу созданной в правительстве региона рабочей группы, показал из 4 916 человек (0,4 процента всех жителей области) в поддержку о запрете на территории области крепкого алкоголя в субботние и воскресные дни высказалось 56 процентов опрошенных. Против – 40 процентов, 4 процентв не определились с ответом. Среди молодых людей поддерживают ограничения – 50 процентов опрошенных, против – 44 процента. Из людей старшего поколения 67 процентов за и 30 процентов – против. В прошлом году в Ульяновской области было реализовано по 20 литров алкоголя на каждого жителя. Заболеваемость алкоголизмом составила 144 человека на 100 тысяч населения.