Глядя на современный Ульяновский моторный завод, трудно представить, что когда-то здесь стояли деревянные пакгаузы, с которых в годы Великой Отечественной и началась история предприятия.

В конце октября 1941-го в Ульяновск на станцию Киндяковка прибыли эшелоны с оборудованием и основными кадрами эвакуированного из Москвы автозавода им. Сталина. Приехавшие работники громадного столичного автозавода увидели картину, даже отдаленно не напоминающую предприятие: на территории таможенного управления (ныне территория УМЗ) вдоль двух железнодорожных веток стояли восемь одноэтажных отапливаемых складов и десять деревянных неотапливаемых пакгаузов, которые должны были стать цехами. Инженеры, конструкторы, экономисты, рабочие объединялись в бригады по разгрузке складов-пакгаузов и выгрузке станков из вагонов. Все работы велись вручную: более «легкие» — пятипудовые — слитки металла переносили на носилках или на спине, а пятитонные станки устанавливали на большие металлические листы, загнутые по типу салазок, с помощью деревянных катков и тросов перетаскивали к будущим цехам.

На походной кухне для эвакуированных готовились обеды: гороховый суп, каша из гороха или чечевицы и стакан кипятка. Днем и ночью горели костры — для тепла и освещения. Морозы доходили до 40 — 50 градусов при сильном ветре, а зимних шапок, телогреек и валенок у многих не было. Первое время москвичи жили на вокзале, в подъездах домов, коридорах учреждений, в школе. Позже их расселили в общежитиях барачного типа и в окрестных деревнях: Кременках, Арском, Баратаевке, Лаишевке. Порой люди снимали угол не в комнате, а в хлеву или сарае.

Перед коллективом эвакуированного завода стояла тяжелейшая задача: приспособить склады под цеха, оснастить их оборудованием и начать выпуск продукции для фронта. Директором Ульяновского завода им. Сталина был назначен Павел Шварцбург. Квалифицированные специалисты для цеха боеприпасов были подобраны из москвичей, а к станкам встали местные жители, в основном женщины. Энтузиазм коллектива цеха «спецпроизводства» был необыкновенным: в кратчайшие сроки смонтировали оборудование, произвели технологическую наладку, одновременно шло обучение станочниц. В феврале 1942 года «женский цех», как прозвали его на заводе, уже выпустил первые бронебойные снаряды. В апреле цех выдавал продукции почти в четыре раза больше, чем ранее на Московском ЗИСе.

В марте 1942 года были готовы к работе еще 11 цехов. Из Москвы привезли большое количество инструмента и некоторые узлы автомобилей. Но карданные валы, задние мосты, передние оси, нормали для сборки трехтонных грузовиков «ЗИС-5» нужно было делать на новом месте. Главные трудности были связаны с началом сборки автомобилей. Ленточный сборочный конвейер мог войти в строй не раньше осени. Поэтому решили начать сборку трехтонных грузовиков, не дожидаясь пуска главного конвейера, в одном из неотапливаемых корпусов «на козелках» — сварных металлических подставах. В апреле была выпущена первая машина, а летом 1942 года «на козелках» собирали уже по 20 — 30 машин в сутки и отправляли на фронт.

В августе 1942 года завод получил правительственное задание: не сокращая выпуска автомобилей, в месячный срок организовать производство стационарных малолитражных двигателей «Л-3/2» для нужд фронта. Трудность задания состояла не только в том, что оно не соответствовало специфике и возможностям автосборочного предприятия, но и в том, что не было даже чертежей и разработанной технологии нового производства.

Срочно приступили к разработкам проекта. Конструкторы, технологи, инструментальщики, строители работали круглосуточно, находясь на казарменном положении, но задание выполнили. А в октябре 1942-го завод уже приступил к выпуску двигателей «Л-3/2», которые использовались на фронте для создания передвижных электростанций, освещения блиндажей, полевых госпиталей, зарядки аккумуляторов. До конца года на фронт отправили 1 064 двигателя.

6 сентября 1944 года приказом наркома среднего машиностроения из состава Ульяновского автозавода имени Сталина был выделен как самостоятельное предприятие Ульяновский завод малолитражных двигателей (УЗМД), который остался на этой территории. Производство грузовиков «ЗИС-5» было прекращено. Автозавод окончательно перебазировался в Засвияжье и позже стал знаменитым УАЗом.

Андрей ЛОМОВЦЕВ при содействии пресс-службы Ульяновского моторного завода «Группы ГАЗ»