В пятницу первые новобранцы, 61 человек, отправились со сборного пункта Ульяновска в войсковую часть для прохождения службы. Эти ребята из разных муниципальных образований региона будут служить недалеко от дома, в 31-ой Воздушно-десантной бригаде, которая дислоцируется на территории Ульяновска.

Прямо на сборном пункте им выдали все обмундирование. Потом вывели на плацдарм уже одетых в форму. Опытные десантники, которые были направлены для сопровождения, ловко одергивали и поправляли у новобранцев амуницию, подсказывали, как надо построиться.

Затем пригласили на плацдарм родителей и друзей, которые все это время ждали за воротами части. Все они очень волновались, как и сами ребята.

Очень теплые напутственные слова сказала Наталья Александровна Яшина, которая возглавляет в Ульяновской области Комитет солдатских матерей:

– Самое главное не падайте духом. Вы идете в очень серьезные войска. Будет трудно, мозоли набьете. Но мамам не плакаться! Желаю вам доброго здоровья! Храни вас Ангел! Счастливой вам службы, ребята!

Среди гостей был и Вячеслав Петрович Тихонов, подполковник в отставке, ветеран боевых действий в Афганистане. Но сегодня он учитель ОБЖ в 45-й общеобразовательной школе города Ульяновска. Накануне отправки нам удалось с ним поговорить об уроках ОБЖ и о состоянии армии в целом.

– Вячеслав Петрович, Вы сейчас преподаете Основы безопасности и жизнедеятельности. Что это за предмет и нужен ли он ребятам?

– Основы безопасности и жизнедеятельности я преподаю чуть больше года. До меня этот предмет вела женщина. Когда я первый раз пришел в класс и подал команду: «Встать! Смирно!», ученики смотрели на меня квадратными глазами. Сразу услышал нарекания в свой адрес: «Мы что в армии что ли!». Сейчас, спустя несколько месяцев, я наконец-то заставил своих воспитанников перед началом занятий вставать, принимать строевую стойку. Нынешние ученики все какие-то вольноопределяющиеся. И в этом виноваты не дети, а общество.

Сам по себе предмет хороший и нужный. Он включает ряд довольно серьезных дисциплин: и гражданскую оборону, и первую медицинскую помощь, и основы военной службы, и школу выживания. Но, к сожалению, от начальной военной подготовки, которая была раньше, мало, что осталось. В школах сейчас нет оружия. Разрешили только приобретать макеты для сборки и разборки, но и они есть не во всех учебных заведениях. Вы сами понимаете, что нельзя научить плавать, если нет воды. Пощупать боевое оружие призывники могут только на пятидневных сборах. Эти сборы хоть что-то дают. Мальчишки там видят военную организацию, военных людей и ту обстановку, в которой им предстоит служить. А на пальцах рассказать об армии невозможно.

– У молодых людей есть желание идти в армию?

– Все меньше и меньше. А откуда оно появится? Сейчас вообще интерес к армии пропал. В вооруженных силах какая-то неразбериха. Отменили поступление в военные училища. Стали набирать контрактников, потом решили их разогнать. Теперь вроде опять хотят вернуть. Эта неопределенность мешает. Если бы была последовательность, может быть, появился бы и интерес. Сейчас служат 8-10% призывного контингента, и то всего год. Остальные вообще не служат. Но и это не самое страшное. Когда работал в военкомате, призывалось много хороших хлопцев. Я их хорошо знал, потому что они у меня учились. Потом эти ребята отслужили, побывали в Чечне, вернулись живыми, захотели устроить свою жизнь… А им стали отказывать в работе: «Ах, ты был в «горячей точке», значит у тебя с головой что-то не в порядке». Так по специальности они не смогли устроиться, пошли работать охранниками. Это разве дело! Если бы после войны не взяли на работу – расстреляли бы. А сейчас какое отношение!

– Получается, надо сначала менять отношение к армии, причем делать это с раннего возраста, ставить бойцов в пример… Как раньше было.

– Раньше была пионерская и комсомольская организации, где присутствовала и дисциплина, и многому членов организаций учили. А предприятия брали шефство над воинскими частями, воинские части – над школами. И это было не на бумаге, а на самом деле. Сейчас все порушено, взамен ничего не придумали. Воспитанием подрастающего поколения практически никто не занимается.

У меня много вопросов и по поводу службы. Скажите, зачем солдату срочной службы два выходных? Какая может быть служба рядом с домом? Сейчас к ним понаедут друзья, подруги… Какая тут служба? Не может человек служить рядом с домом, много соблазнов.

– А можно ли из контрактников сделать сильную армию?

– У нас нет столько денег. Чтобы создать хорошую контрактную армию, должен быть конкурс. Чтобы создать конкурс, надо хорошо платить. Из безработных сильную армию не создашь. Армия – очень тонкий организм. Чтобы создать ее, надо научить будущих солдат, чтобы они сознательно шли в опасность, на защиту рубежей своей Родины.