Владимир Алексеев

Потребительская активность россиян, которую власти любят приводить как доказательство роста благосостояния населения, скорее всего, растет из-за инфляции. Платить-то стали больше, а вот кушать – меньше, ибо все подорожало! Почти в половине российских регионов среднестатистическая семья (двое детей-иждивенцев, двое работающих родителей, получающих среднюю для своего региона зарплату) находится на грани выживания, говорится в отчете Центра экономических исследований РИА-Аналитика.

По сравнению с февралем в прошлом месяце расходы россиян на продукты питания и повседневные товары выросли почти на 11% (по данным исследований «Ромир»). В целом за I квартал 2011 года расходы граждан выросли на 15,3%. Людям приходится тратить больше, так как растут цены. Если мерить не в деньгах, а в килограммах, то по многим позициям (мясо, молоко, овощи, фрукты) уровень потребления России сильно отстает не только от далеких США или Франции, но и от «братских» Польши и Чехии. Вывод простой: инфляция съедает рост доходов населения полностью. Да и сказать, что люди стали больше получать тоже нельзя. Единственная категория, легально увеличившая свои доходы в России, – это пенсионеры. А в частном секторе зарплаты просто индексировались на уровне инфляции.

Еще один серьезный показатель – стабильность доли расходов на продукты питания. В марте 2011 года доля расходов на продукты питания среди трат на повседневные нужды оставалась на уровне 72–74%. Собственно за последние 4 года эти показатели мало меняются. Только в конце августа баланс сдвигается, что связанно с подготовкой к учебному году. Тогда доля продовольственных товаров падает до 61–63%, а непродовольственных возрастает до 37–39%. О чем это говорит? Да все о том же, что в России нет благосостояния и реально растущих доходов! Когда люди начинают зарабатывать больше, доля расходов на еду в их семейном бюджете сокращается, они начинают копить на более серьезные покупки. Но мы этого у нас в стране не наблюдаем.

Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по России в четвертом квартале 2010 года была установлена правительством РФ на уровне 5,902 тысячи рублей. При этом для трудоспособного населения прожиточный минимум составил 6,367 тысячи рублей, для пенсионеров – 4,683 тысячи рублей, детей – 5,709 тысячи рублей. За квартал прожиточный минимум увеличился почти на 200 рублей, а за год – на 758 рублей. Если динамика увеличения прожиточного минимума сохранится на том же уровне и далее, то он перейдет за отметку в шесть тысяч рублей уже в первом квартале 2011 года.

В Ульяновской области за IV квартал 2010 года установлен следующий прожиточный минимум:

• в расчете на душу населения – 5164 рубля;

• для трудоспособного населения – 5584 рубля;

• для пенсионеров – 4041 рубль;

• для детей – 5021 рубль.

Наиболее тяжело обстоят дела в Алтайском крае, который в отчете Центра экономических исследований РИА-Аналитика занимает 1-е место в рейтинге по уровню неблагополучия. После затрат на прожиточный минимум у стандартной алтайской семьи из четверых человек остается на руках менее 1,5 тысячи рублей. В целом результаты исследования весьма удручающие. Двух заработных плат едва хватает на необходимые четыре прожиточных минимума. Остаток на семью в 36 регионах не превышает 10 тысяч рублей.

Ульяновская область в рейтинге неблагополучия заняла 19 место. Остаток денежных средств ульяновской семьи после минимальных расходов: 6 683,9 тыс. рублей в месяц. Для сравнения в занявшем лучшее 83-е место в рейтинге Ямало-Ненецком автономном округе у семьи ежемесячно остается 67 тыс. 436 рубля.

Прожиточный минимум в нашей стране с большой натяжкой характеризует лишь биологический уровень выживания. Зная об этом, становится жутко от того, что 13,1% населения России (18,5 млн. человек, по данным Росстата) живет с доходами ниже прожиточного минимума.