В день рождения вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина коллеги потребовали: “Миша, как коренной ульяновец ты просто обязан посвятить пост своему великому земляку. Как к Ильичу сейчас относятся на его малой родине?”. И я задумался: в самом деле, как относятся к Ленину в Ульяновске? Меняется ли что-то, и в какую сторону? Признаться, эти вопросы отчасти застали меня врасплох. Если начистоту, то на протяжении последних нескольких лет я так и не могу однозначно сказать – с нами Ленин или нет? И вот почему.

Местные власти, по всей видимости, пребывают в замешательстве. Ленин для них сегодня – это как чемодан без ручки. Вроде бы и нести тяжело, но и выбросить жалко. Не столь давно, например, в очередной раз громко зазвучали призывы вынести Ильича из Мавзолея – дескать, и идеологически это неправильно, и практически нехорошо – много денег уходит на содержание мертвого вождя. И тогда сразу же нашелся ульяновский губернатор Сергей Морозов, заявивший, что готов принять тело Владимира Ильича в Ульяновске. А местные представители туриндустрии размечтались, как будут возить переполненные автобусы к могиле Владимира Ильича. Но разговоры затихли, Владимир Ильич остался на прежнем месте.

Витала и другая идея – устроить в городе музей Владимира Ленина под открытым небом. Российским губернаторам даже направили предложения поделиться памятниками вождю. Планировалось свезти их в Ульяновск и установить на площади. Однако и этот проект провалился – губернаторы делиться монументами почему-то не пожелали.

Были мысли возродить в Ульяновске так называемый бренд Ленина, чтоб зарабатывать на нем деньги. Чиновники всерьез грезили о том, что туристы со всего мира вновь устремятся на экскурсии по ленинским местам. Но все эти попытки оживить интерес к личности вождя пока, судя по всему, особым успехом не увенчались.

А в этом году, в преддверии дня рождения Владимира Ильича, в городе грянул скандал. Мэр Ульяновска Александр Пинков заявил, что пришла пора возвращать первоначальные названия улицам, которые были построены в дореволюционное время. Начать, понятное дело, решили с улиц Коммунистической и Советской, располагающимися в центральной части города. Улицу Коммунистическую мигом переименовали в переулок Дворянский. Однако просуществовал он, как ни парадоксально, всего сутки. Власти посчитали, что чересчур перегнули палку – дескать, нищему рабочему классу название может прийтись не по душе. По этой причине Дворянский поспешили переименовать еще раз, на этот раз в переулок Карамзина – в честь другого великого земляка ульяновцев. А вот улица Советская стала Спасской.

Ульяновский краевед Сергей Петров уверен: власти спят и видят, как избавиться от ленинского наследия. “Если завтра позвонят из Москвы и скажут – ребята, Ленин больше не с нами, знаете, что произойдет? Легендарный Ленинский мемориал в Ульяновске тотчас же перепрофилируют в большой торговый комплекс – с бутиками, кинотеатром и рестораном с видом на Волгу, а памятник на главной площади города – переплавят”.

А еще Петров вспомнил, как в феврале 1973 года в Ульяновске сопровождал поэта Евгения Евтушенко на каток. “Я тогда спросил Евтушенко – а какая сейчас господствует идеология? А он мне совершенно откровенно ответил – креслология. Идеология, при которой доминирующей становятся полная безыдейность, зарабатывание денег, престиж и карьера. С тех пор ничего не изменилось”, – рассказал Петров.

Вот и мне кажется, что и Ленин сегодня – заложник всеобщей безыдейности и слабости. Признать его могущество – нет политического мужества, а выбросить на исторические задворки не позволяет отсутствие смелости. Менять таблички в переулках – удел слабых. А вы так не считаете?