В начале апреля президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект с поправками в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусматривается ответственность должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Что послужило причиной такой инициативы, какими принципами должен руководствоваться орган государственной власти при рассмотрении обращений -об этом сегодня идет речь в беседе с председателем Законодательного Собрания Ульяновской области Борисом Зотовым.

– Борис Иванович, бывает, что человек обратится за помощью в какую-либо властную структуру, а его в ответ «кормят» отписками, переправляют к другим чиновникам – волокитят решение проблемы. Как с этим бороться?

– Президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин придают большую важность работе с обращениями граждан. Чиновники, работающие с обращениями, должны быть ответственными, порядочными и действовать строго в рамках закона, в частности Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Этим Законом установлены сроки прохождения писем: на регистрацию дается три дня с момента поступления, направление по принадлежности должно осуществляться в течение семи дней со дня регистрации, рассмотрение обращений – в течение 30 дней, максимальное продление срока рассмотрения – до двух месяцев. Если сроки не соблюдаются либо налицо иные признаки недобросовестного отношения к обращениям граждан, то к таким чиновникам необходимо применять меры административного и дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения. Напомню, что право граждан обращаться к власти и быть ею услышанными гарантировано российской Конституцией.

Недавно Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект с поправками в Кодекс РФ об административных правонарушениях, где предусмотрена ответственность должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Считаю, что данная мера повысит эффективность работы с людьми, улучшит конечный результат. Да, казалось бы, у граждан в последнее время стало больше возможностей обратиться к власти: здесь и регулярные «прямые линии», и общественные приемные, и интернет-сайты органов власти, и даже личные блоги первых лиц. Однако именно качество работы чиновника порой является препятствием для быстрого и действенного решения проблемы.

Президентские поправки предполагают дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьей, предусматривающей для должностных лиц, нарушающих порядок рассмотрения, штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, которые чиновнику придется платить из собственного кармана. Сейчас штрафы от 1 до 3 тысяч рублей грозят лишь чиновникам, затянувшим с ответом или не ответившим на запрос вовсе. Тем же, кто отделался отпиской, бояться нечего. Если президентские поправки вступят в силу, то должностным лицам придется отвечать даже тогда, когда обращение гражданина поступило по электронной почте. Отдельное наказание предлагается для тех случаев, когда прокуратура или суд установят факт преследования человека за критику или за жалобу в вышестоящие инстанции.

Полагаю, что инициатива президента создает дополнительные гарантии для эффективной работы с письмами и заявлениями, поступающими от населения.

– Какое место работа с обращениями граждан занимает в деятельности регионального парламента?

– Наряду с законотворчеством, рассмотрение вопросов, с которыми к нам обращаются избиратели, – основная задача депутатов Законодательного Собрания. Существует определенная система работы с гражданами. Они могут лично обращаться в депутатские приемные, направлять письма по всем волнующим вопросам. Люди могут адресовать свои проблемы непосредственно в Законодательное Собрание, в том числе его председателю. Понимая важность этой деятельности, мы создали отдел по работе с обращениями граждан. Ни одно письмо не оставляем без внимания, содействуем решению проблем, контролируем прохождение документов. Тематика обращений в ЗС весьма разнообразна: это и жилищно-коммунальные проблемы, и вопросы социальной поддержки, обеспечение жильем, медицинское обслуживание и многое другое. Часто обращаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Нередко бывает, что поставленные вопросы не входят в сферу наших полномочий. Мы, например, не вправе влиять на решение суда. Однако с каждым заявителем нами проводится индивидуальная работа, специалисты часто выезжают на место, чтобы ознакомиться с ситуацией. Моя принципиальная позиция: формализма и недобросовестности в работе с гражданами допускать нельзя ни в коем случае.

– Насколько удается помогать людям, обратившимся в Законодательное Собрание? Считаете ли Вы эффективной эту работу?

– Немало ульяновцев ищет поддержки, совета, помощи, направляя свои письма депутатам. За минувший год в наш отдел по работе с обращениями граждан поступило 432 обращения, около трети из них было решено положительно. В первом квартале 2011 года поступило 150 обращений – в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Успешно работает региональная общественная приемная председателя партии «Единая Россия» Владимира Путина, которую возглавляет мой заместитель Тамара Дмитриева. В этой приемной регулярно встречаются с людьми депутаты ЗС из фракции «Единой России». Я тоже провел в первом квартале два таких приема. Отмечу, что ульяновская приемная Путина занимает лидирующие места в Приволжском федеральном округе по эффективности работы. У каждого депутата Законодательного Собрания имеются также личные приемные, куда могут обращаться избиратели. К примеру, в моем округе приемные, где работают помощники, расположены в Чердаклах, Старой Майне, Тиинске, Мулловке, в поселке Дивный.

Уверен, хорошо налаженная обратная связь помогает органам власти лучше знать чаяния людей и принимать верные решения.

Сергей ГОНЧАРОВ.

Подготовлено при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области.