Недавняя отмена штрафов за нарушение тишины в ночное время наделала немало шума.

Соответствующая статья была исключена из Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях в ходе принятия его новой редакции. После этого в средствах массовой информации появилось много острых комментариев. Ведь получается, что теперь в нашем регионе нельзя никого наказать за шумную ночную гулянку в доме, за мешающую спать соседям громкую музыку или за звуки ремонта среди ночи. Шуми сколько хочешь!

Почему же местные законодатели пошли на такой странный шаг, ослабив защиту правопорядка? Оказывается, они стали заложниками сложившихся юридических обстоятельств. А норма о соблюдении тишины в ночное время, возможно, скоро вернется в областное законодательство, но немного в другой форме. Об этом рассказал заместитель руководителя аппарата Законодательного Собрания Ульяновской области Василий Причестнов.

– Василий Геннадьевич, что происходит с борьбой за ночную тишину, на которую граждане имеют полное право?

– У этого вопроса в нашем регионе сложная история, много юридических хитросплетений вокруг, которые заставляли неоднократно принимать новые решения. Хотя, казалось бы, все просто: большинство людей по ночам отдыхают, поэтому их покой требуется защитить. Однако до 2005 года Ульяновская область вообще не могла урегулировать проблему самостоятельно мерами административной ответственности.

Дело в том, что в 2001 году в России появился новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Его статья 1-3 говорит о том, что установление административной ответственности за нарушение правил и норм, установленных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, относится к ведению Российской Федерации. А в стране на тот момент действовали Правила проживания в жилых помещениях на территории РСФСР, принятые в 1988 году: именно они запрещали нарушать тишину ночью с 22 до б часов по местному времени.

Правила не противоречили Конституции РФ 1993 года и продолжали применяться. Но ульяновским законом нельзя было ввести ответственность, как я уже сказал, за общероссийское правило. КоАП РФ тоже не содержал наказания за нарушение тишины. А проблема требовала своего урегулирования. Мы даже обращались в Госдуму с проектом соответствующего федерального закона, но наше предложение тогда было отклонено.

Поэтому когда в 2005 году был принят Жилищный кодекс РФ, утверждены новые Правила пользования жилыми помещениями в РФ, где нормы о нарушении ночной тишины уже отсутствовали, мы сразу приняли Закон «Об административной ответственности за некоторые правонарушения на территории Ульяновской области». Там впервые появилась местная статья о наказании за- неоправданный ночной шум.

Позже регионы взяли курс на принятие собственных кодексов об административных правонарушениях. Губернатор Ульяновской области внес проект такого Кодекса в январе 2007 года. Туда перекочевала и статья о запрете шуметь ночью. Нарушение тишины в период с 23 до 6 часов в жилых помещениях.

служебных помещениях многоквартирных домов, на лестницах, на придомовых территориях влекло наложение административного штрафа. Это наказание в Ульяновской области применялось достаточно активно.

– Почему же статью недавно отменили, принимая новую редакцию областного КоАП?

– Тут образовался целый клубок противоречий: региональная норма вошла в противовес с российским законодательством, перехлестывалась с санитарными правилами.

В марте 2010 года вступили в силу изменения в КоАП РФ, где, в частности, подчеркивалось, что к ведению органов государственной власти субъектов РФ в сфере законодательства, регулирующего административные правоотношения, относится установление административной ответственности за нарушения законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ. А в Ульяновской области никогда не было собственного акта, который бы юридически определял, что такое тишина. Да, нарушение ночной тишины региональным КоАП каралось. Но что считать тишиной, а что – нет? Для каждого человека это свое понятие. Шум, конечно, можно измерить в децибелах и установить, какое превышение незаконно. Однако для этого тоже нужно принимать специальный правовой акт, устанавливать пределы. Нарушить тишину также можно по-разному: например, трактор, работающий ночью во дворе многоэтажки над устранением аварии, тоже является источником повышенного шума. Все эти нечеткости мешали применению ульяновского закона в строгом соответствии с российским.

Не стыковалась наша норма и с новыми «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», принятыми в августе 2010 года.

Этим документом установлен допустимый уровень шума как в дневное, так и в ночное время, запрещены некоторые действия на придомовых территориях, связанные с шумом – например, регулировка звуковых сигналов, тормозов и двигателей автомобилей. Ответственность же за нарушения санитарных правил и норм устанавливается законодательством РФ. Значит, в административном праве – это статья 6-4 КоАП РФ, а не закон Ульяновской области. Опять противоречие.

В итоге было решено признать статью КоАП Ульяновской области о нарушении ночной тишины утратившей силу. Целесообразным такое решение посчитали и законодатели, и надзорные органы.

– И что теперь? По ночам можно шуметь безнаказанно?

– После отмены штрафа за нарушение тишины пошли многочисленные обращения недовольных таким поворотом ульяновцев. Органы власти сейчас думают, как действовать. Можно, конечно, наказывать шумных людей за нарушение СанПиН, но кто будет измерять уровень шума в децибелах? У полиции нет нужной аппаратуры, а Роспотребнадзор ночью не работает.

Поэтому сейчас готовится проект Закона Ульяновской области с рабочим названием «О некоторых мерах по обеспечению тишины, покоя граждан и общественного порядка». В нем упор делается на борьбу с нарушениями порядка, вызывающими шум. Тогда противоречия, надеюсь, удастся устранить и можно будет вновь ввести административную ответственность.

Поверьте, ситуация с юридической точки зрения была достаточно сложной. Никто не хотел специально навредить гражданам, отменяя норму Кодекса. Порой обстоятельства складываются так, что у законодателей нет иного выхода, и чтобы найти нужное решение, требуется время для осмысления процесса.

Сергей ГОНЧАРОВ, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области.