Андрей Маклаев

Для обеспечения потенциала транзитных и региональных перевозок в России к 2020 году необходимо 420 воздушных судов.

По решению ОАК «Авиастар СП» с 2016 года может полностью перейти на выпуск грузовых моделей самолетов. В первую очередь речь идет о военно-транспортном Ил-476, первый летный экземпляр которого уже в октябре должен быть передан на сертификационные испытания. К 2015 году «Авиастар» надеется выпустить первый летный экземпляр совместного российско-индийского военно-транспортного самолета МТА. Символом окончательного возрождения завода должно стать возобновление с 2016 года серийного производства Ан-124. Неудивительно, что одной из самых обсуждаемых тем на международном авиатранспортном форуме в Ульяновске была «грузовая специфика». Ее «рабочей группой» стала конференция «Пути развития грузовой авиации».

По прогнозам аналитиков, российские грузовые авиакомпании должны ежегодно увеличивать свой парк на одиннадцать процентов (минимум три-четыре машины), чтобы выдержать конкуренцию с представителями Европы и Юго-Восточной Азии. При этом к 2020 году более 70 грузовых самолетов будут представлять собой конвертированные пассажирские лайнеры, и все равно для удовлетворения рынка авиаперевозок потребуется порядка 750 новых грузовых самолетов. Только чтобы обеспечить потенциал транзитных и региональных перевозок в России, к 2020 году необходимо 420 воздушных судов всей грузовой линейки – от полутора до 150 тонн.

Исходя из перечисленных потребностей, крайне важным для грузовой авиации является проект конвертации А-320/А-321, техническим решением которого занимается корпорация «Иркут». Отметим, что разработка (12 изменений в конструкцию, самое сложное из которых – грузовой люк верхней палубы, более полутора тысяч оригинальных деталей, более сотни новых агрегатов и пять новых крупных узлов) близится к завершению. Все предложения уже одобрены и меняться не будут. Операционная фаза проекта (собственно производство) начнется в Ульяновске на территории ПОЭЗ в 2013 году. К 2027 году на территории специально построенного завода (ангар должен вмещать до пяти лайнеров одновременно) будет конвертировано 210 самолетов. Это гарантированное аналитиками число заказов, при этом специалисты уверены, что оно будет только расти. Учитывая, что перепрофилированные узкофюзеляжные А-320 будут конкурировать с «Боингом-737», легко поверить в оптимистический сценарий спроса – более 1200 самолетов. В конвертационном проекте нельзя не отметить и позитивные не только для авиации, но и для Ульяновской области моменты. Это около 400 новых рабочих мест с большой заработной платой, интеграция ульяновского авиакластера в международную тематику, возможное производство необходимых компонентов на «Авиастаре». Главное, даже если аналитики ошибаются в своих оптимистических прогнозах, построенный завод не остановится, а будет обслуживать АН-148, уже конвертированные А-320 и запущенный к тому времени в производство SSJ-100.

Конвейер еще не запущен, но уже подписан контракт о приобретении 20 конвертированных А-320 голландской авиакомпанией (опцион – еще десять самолетов), в заключительной стадии – переговоры с компанией из ЮАР (10 машин и еще половина – опцион).

К огромному сожалению всех участников конференции, куда больше проблем у самолетов семейств «Ил» и «Ан».

Из 250 работающих сейчас в мире Ил-76 постоянно эксплуатируется до 140 машин. Остальные в это время проходят ремонт или модернизацию. Авиакомпанией «Ильюшин» уже разработана модель Ил-76ТД-90 с усиленным крылом, модернизированным шасси, новой бортовой радиоэлектроникой и оборудованием.