ОАО «Российские коммунальные системы»: 11 регионов деятельности, 261 муниципальное образование, 6 млн человек потребителей и 26 тысяч корпоративных клиентов, 22,8 тысячи сотрудников, 14 региональных компаний, осуществляющих операционную деятельность, 29 млрд рублей – совокупная выручка 2010 г.

3,08 процента – рентабельность 2010 г.

9 млрд рублей – вложенные в 20042010 гг. инвестиции, 23 млрд рублей – инвестиционные планы на 2011-2015 гг.

4 млрд рублей – уставный капитал.

На Земле практически не осталось неизведанных уголков, неосвоенных территорий, а значит, романтику и трудности первопроходцев можно найти только в книгах и на ТВ. Ан, нет. Почувствовать себя первопроходцем можно и сейчас. Почти те же экстрим, углы и «грабли», на которые приходится натыкаться, неизведанные горизонты, неожиданные открытия, терпение и труд. Быть может, кто-то уже догадался, что речь идет о России периода реформ.

С середины 1990-х, как и во всех прочих сферах российской экономики, в отечественном ЖКХ началась «коммунальная реформа».

В начале 2000-х, когда стало абсолютно очевидно, что, кроме роста тарифов, нужно и другое качество услуг, было решено пригласить в ЖКХ частные компании. Так, в мае 2003 года появилась первая отечественная частная коммунальная компания – «Российские коммунальные системы». В мае 2011 года РКС отметят свое 8-летие.

За плечами РКС не сотни – тысячи пройденных дорог, километры трубопроводов и линий электропередач, миллионы кубометров очищенной воды и стоков, миллиарды вложенных инвестиций. Сегодня вспомнить о своем сотрудничестве с компанией могут многие, ведь первоначально контракты на реанимацию коммунальной инфраструктуры с «Коммунальными системами» подписали около 30 российских регионов – но гордиться могут далеко не все. Не у всех местных властей получалось выстроить с компанией цивилизованные отношения, вместо «карманных», с административно-командными уставами МУПов и ГУПов принять договорные условия и новую экономическую модель. Отказаться от «убыточных» муниципальных контор, в которых через финансовые дыры утекали миллионы бюджетных, то есть народных, средств, было тяжело. Прибыльную работу в ЖКХ стали выставлять зазорным, асоциальным, «шкурным» подходом коммерсантов, зато в собственных интересах поэтизировалась мнимая убогость и народность муниципальных предприятий.

Поэтому часть региональных проектов РКС так и не состоялись или были закрыты.

Другой «Сциллой» на пути РКС в ЖКХ было регулярно возникающее у местных властей искушение после очередной смены власти поменять коммунального оператора. Благо, что юридические основания деятельности частных операторов проработаны в российском законодательстве из рук вон плохо. Сегодня при желании изгнать из «коммуналки» можно любого частника, а судьбу уже вложенных им инвестиций отдать на усмотрение судов, то есть «подвесить» на долгие годы.

Можно, в конце концов, установить для коммунальной компании нереально низкие тарифы или определить заведомо заниженные нормативы потребления услуг. После такой «Харибды» выгонять вообще никого не придется, команда и сама станет сушить весла. А с точки зрения потребителей услуг, то есть населения, низкие тарифы и нормативы – это вообще самая приятная новость. О том, что такими мерами «коммуналка» доводится до крайности, объемы ремонтов уменьшаются, а число аварий растет – обо всем этом ни слова. Круче того: как только где-то что-то лопнет или прорвет, еще легче и нагляднее будет убедить общественность в том, что действующий оператор несостоятелен и неэффективен и его надо бы поменять.

Это далеко не полный перечень разрешенных и запрещенных приемов, с применением которых формировалась российская практика государственно-частного партнерства в ЖКХ.

Экстремальных обстоятельств было тем больше, чем неопределеннее государственная отраслевая политика. Казалось, те, кто позвал бизнес в ЖКХ, сами до конца не были уверены в том, пускать или не пускать. И вот, похоже, ясность в отраслевом климате наступает.

На состоявшемся в ноябре 2010 года в Сыктывкаре заседании Госсовета, посвященном вопросам жилищно-коммунального хозяйства, президент России Дмитрий Медведев расставил акценты: «…ЖКХ – это наш приоритет. За состояние коммунальной инфраструктуры по закону отвечают органы местного самоуправления. В принципе, именно эти органы должны заниматься модернизацией коммунальной инфраструктуры, но у них очень мало на это ресурсов, создавать условия для привлечения частных инвесторов. Это нужно делать, безусловно, активнее. А органы государственной власти и регионов, и Российской Федерации должны им в этом активно помогать».

Бизнес в жилищно-коммунальный сектор нужно привлекать, и гораздо активнее. Все, что делалось для этого раньше, нужно «радикально интенсифицировать». И сделать это будет не так уж сложно – потому что есть путь, проложенный первопроходцами.

Сегодня «Российские коммунальные системы» работают в 11 регионах, 261 муниципальном образовании. Алтайские, Амурские, Владимирские, Тамбовские и Кировские коммунальные системы – региональные компании из первой «плеяды». Они в этом году отметят 8-летие так же, как и их прародительница компания «РКС». Моложе в семье РКС Пермская, Брянская, Тверская, Карельская компании. Есть и совсем молодые, новорожденные проекты – Байкальские и Волжские коммунальные системы, начавшие операционную деятельность с января 2011 года.

На этапе проработки – ульяновский проект.

Судьба этих и других возможных проектов зависит от двух участников: государства и частника, от их искренности при создании государственно-частного партнерства.

Директор по стратегическим коммуникациям ОАО «РКС» Александр Чернов: «Взвешивая сегодня все «за» и «против» прихода частного бизнеса в ЖКХ, я бы добавил в пользу бизнеса еще один аргумент. За 8 лет, которые существуют РКС, по регионам сменилось немалое количество мэров, губернаторов, депутатов. Однажды поменялся даже президент страны. А компания осталась и работает. Она не служит интересам отдельных власть предержащих лиц, а ориентирована на, как говорят юристы, интересы неопределенного круга лиц – то есть всех потребителей коммунальных услуг, наших абонентов. Их удовлетворенность является основой репутации РКС, которой компания очень дорожит. На репутации, формируемой десятилетиями, строится коммунальный бизнес во всем цивилизованном мире. Я надеюсь, что мы тоже близки к такому пониманию бизнеса в ЖКХ».

Алексей СОКОЛОВ