Вера Кострова
В Ульяновске собрались воспитатели молодежи.
Для обсуждения разработанных специалистами концепций и выработки стратегической линии в воспитании гражданской позиции молодежи ведущие российские теоретики и практики собирались в Ульяновске. Инициаторами проведения и основными организаторами форсайт-проекта «Воспитать гражданина» выступили министерство образования и министерство искусства и культурной политики Ульяновской области.
Это был не обычный форум, на котором специалисты просто обмениваются мнениями. Мероприятие имело статус межрегионального форсайт-семинара, а это значит, что его главной целью была разработка прорывных направлений в сфере гражданского образования и патриотического воспитания с учетом потребностей региона, объединение предложенных моделей в обширную воспитательно-образовательную программу.
Семинар назывался «Гражданское образование и патриотическое воспитание для региона инноваций». Понятие, вынесенное в название, определило не только новый, более перспективный подход к теме, но в некоторой степени и круг участников. В него вошли как теоретики – специалисты федерального центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи из Москвы, эксперты гуманитарного и политологического центра «СТРАТЕГИЯ» из Санкт-Петербурга, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, – так и практики. Своим видением проблемы и опытом работы с подрастающим поколением поделились сотрудники ульяновского музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», представители общественного совета по гражданскому образованию Пермской области, Самарского регионального центра гражданского образования, национального музея Республики Татарстан, Елабужского государственного историко-мемориального и художественного заповедника и другие гости.
В течение двух дней, 21 и 22 апреля, участники семинара познакомились с так называемыми межсекторальными программами «Воспитай патриота» и «Начни с себя!» и вынесли им экспертную оценку, затем обсудили возможность создания новой универсальной модели патриотического воспитания, вовлекающей в воспитательный процесс все заинтересованные структуры. К последним относятся не только общественные организации, образовательные учреждения, исследовательские центры, но и в первую очередь – сами жители региона.
Собравшиеся дали экспертную оценку областной программе развития школьных музеев. Ведущие специалисты по музейной педагогике, менеджменту, современным формам создания экспозиции провели свои мастер-классы по интерактивным формам работы школьных музеев. Они представили новые концепции музейной педагогики и ответили на все интересующие вопросы.
И теоретики и практики были едины во мнении: для реализации национальной программы необходимо постоянно трансформировать и обновлять формы и методы воспитательной работы, поскольку застой приводит к формализму и лишает смысла любые, даже самые замечательные начинания. Избежать этого поможет культивирование гражданского образования в школах, и в первую очередь – создание условий для социального диалога.