Отходя от кассы на центральном пункте расчетов за телефон на улице Льва Толстого, услышал, как молодая женщина, стоявшая за мной, сказала оператору: «Я хочу отключить телефон».

– «Почему?». После небольшой паузы женщина ответила: «Не нужен» – и уточнила: «За ненадобностью, в общем».

Дальше она, наверное, написала заявление о прекращении действия договора с «ВолгаТелекомом» – не знаю, я ушел, поняв, что то, что ожидалось, видимо, началось: от домашних телефонов люди отказываются, не видя в них смысла.

Почти у каждого есть сейчас сотовый телефон.

Какое-то время они существовали параллельно, но оператор стационарной связи ввел повременную оплату разговоров и отучил абонентов как от частых звонков, так и от длинных телефонных бесед.

Отвыкнув же, люди постепенно стали понимать, что для их теперешних нужд достаточно и мобильника.

Оплата по нему тоже повременная, но у операторов сотовой связи тарифный план более гибкий, абонентской платы нет, цены, если не пользоваться какими-то дополнительными услугами, как правило, не растут и даже (в конкурентной борьбе разных компаний) падают. Заплатив однажды 500 рублей, пользуешься трубкой месяцев шесть-семь.

Домашний же телефон все больше становится обузой. Абонентская плата или плата за «предоставление абонентской линии», как это называется официально, достигла к сегодняшнему дню 155 рублей в месяц и зачастую превосходит плату за собственно разговоры, а ежемесячный платеж при всех сокращенных ради экономии звонках приближается к 300 рублям.

За полгода – около двух тысяч рублей, в четыре раза больше, чем за сотовый.

Консервативное старшее поколение по привычке еще держится за домашние телефоны, более молодые уже склонны считать их обременительными.

Молодежь к тому же сплошь и рядом и доходы имеет ниже стариковских (такие у нас нынче зарплаты), а льгот по оплате, в отличие от старшего поколения, никаких.

Операторам стационарной связи (нашему «ВолгаТелекому» в том числе) предстоит, на мой взгляд, принятие для сохранения абонентской базы каких-то кардинальных мер. Каких именно, не знаю. Возможно, отказаться от взимания платы за предоставление абонентской линии, этого оброка только за право позвонить, или сделать ее символической, рублей, скажем, 10-15 в месяц. И прекратить, наверное, вообще повышение платы за услуги связи, поскольку их постоянный рост раздражает население все больше и больше.

Процесс перехода на мобильники и отказа от домашних телефонов идет, впрочем, и в мире, в том числе и там, где связь дешевле, чем у нас.

Мобильники, кстати, делают бессмысленным и содержание домофонов. Главных мотивов их повсеместной установки в свое время было два: поддержание порядка в подъезде путем недопущения в него посторонних лиц и возможность открыть дверь для непосторонних прямо из квартиры (нажатием кнопки на домофоне). Первая цель не достигнута – в подъезд входят все, кто захочет, в том числе, видимо, и через покупку у домофонной компании электронных ключей, а вторая утратила свою актуальность. Все гости – с сотовыми телефонами и имеют возможность, подойдя к подъезду, позвонить хозяевам и спросить, к примеру, код кодового замка. Поэтому можно прогнозировать скорое начало отказа от домофонов и возврат к кодовым замкам, платить за которые надо только один раз – при их установке, а не ежемесячно, как за домофоны.

Сергей Поленов