Еще раз хочу вернуться к теме: “Hempel «приземлился» в Ульяновске”, где разговор шел о том, что региональные власти Ульяновской области подписали инвестиционное соглашение о строительстве на нашей территории завода по производству лакокрасочных покрытий.

В общем, судя по небольшому (относительно) объему инвестиций и скорости строительства (около 1,5 лет от проекта до сдачи в эксплуатацию), речь идет не об экспорте датских лакокрасочных технологий в Россию, а о производстве на ульяновской земле из «базовых» компонентов, произведенных в Дании, конечной высокотехнологичной продукции востребованной российскими потребителями.

Что будет иметь Ульяновская область от реализации данного инвестпроекта, какую экономическую выгоду получит – умалчивается. У наших чиновников вызывает чувство гордости и радости тот факт, что после ввода в эксплуатацию завода, продуктовая линейка Hempel в России увеличится в 6 (!) раз.

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ, ЧТО ТАКОЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

«Нам нужны инвестиции…», «иностранные инвестиции составили…», «создать благоприятные условия для иностранных инвестиций…». Данные словосочетания с каким-то благоговейным трепетом и придыханием произносятся политиками, губернаторами, журналистами, экономистами… Что же это за магические слова такие? Я заглянул в словарь иностранных слов и читаю:

«ИНВЕСТИРОВАТЬ – вложить капитал в какое-либо предприятие…».

И ни слова о том, ЗАЧЕМ, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Или, употребляя разговорный язык: ЧТО Я С ЭТОГО БУДУ ИМЕТЬ? В этой простой и очень понятной фразе главным должно быть и есть – Я.

И действительно, зачем владелец капитала его куда-то вкладывает? Ответ один, чтобы получить прибыль. А зачем заграничному мистеру или синьору инвестировать, то есть тратить свои деньги, вкладывая их в завод на российской территории?

ДАВАЙТЕ ДУМАТЬ ВМЕСТЕ

1) – Иностранный дядя вкладывает деньги не в развитие РУССКОГО производства, а В ЕГО УДУШЕНИЕ: убрать конкурента, значит иметь гарантированную выгоду для собственных производств, на продукцию которых нам диктовать свои цены.

2) – Интерес инвестора заключается в получении прибыли от организованного на его деньги производства.

Прежде чем осуществить инвестирование, инвестор оценивает ситуацию: удастся ему вернуть вложения с прибылью или нет. И уже на основании оценки принимает решение.

3) – Инвестиции – это средства, на которые разворачивается производство, через какое-то время оно должно начать выпускать продукцию. И лишь когда начнет поступать выручка за нее, только тогда инвестор начнет получать отдачу. Сначала он возместит свои вложения, затем начнет получать и прибыль. Ни один иностранный инвестор, начав получать прибыль, не будет вкладывать часть ее в удешевление реализуемой им продукции, в социальную сферу: в строительство школ, больниц, садиков, жилья для своих рабочих.

4) – Российской экономике нужны инвестиции, в том числе и зарубежные, но в большей степени НУЖНЫ НОВЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, без которых… деньги остаются просто деньгами – «бумажками», которые можно тратить лишь на потребление.

Как было сказано выше, в данном случае об экспорте датских лакокрасочных технологий в Россию речи не идет. На ульяновской земле из «базовых» компонентов, произведенных в Дании, будет выпускаться конечная высокотехнологичная продукции с использованием ДЕШЕВОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.

5) – Если до строительства завода в Ульяновске Hempel, провозя свой товар через российскую границу, декларировала и платила таможенные пошлины, то сейчас компания будет беспошлинно завозить компоненты. Кто экономически обосновал выгоду и какую сумму теряет бюджет России из-за пошлин в конкретной ситуации?

6) – Оплот и наш идол открытой рыночной экономики – США, резко ограничили доступ в американскую экономику иностранных инвестиций!

И к тому же приняли «оригинальное» решение: отныне вопрос о возможности доступа иностранцев в экономику США поручили рассматривать… Ц Р У! Оно-то и понятно, иностранец, влияющий на производство в стране, ОПАСЕН. Логично, что именно разведдепартамент должен сначала оценить, НАСКОЛЬКО опасен.

ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НА ЭТОТ ПРОЕКТ ПОД НЕСКОЛЬКО ИНЫМ РАКУРСОМ

– Инвестируются ли средства в реальный сектор экономики? Да, но большая часть оборудования импортная, т.е. это деньги инвестора и они не остаются в России. Создаются ли рабочие места? Безусловно, но оборудование настолько технологично, что требует минимум рабочих рук. В большей степени увеличится штат сбытчиков, посредников, охранников, офисных работников и других специалистов, не связанных с основным производством.

– А как с налогами? Будут платиться, но… мало кто говорит о том, что чистая прибыль после уплаты всех налогов, в соответствии с действующим законодательством, скорее всего будет самым циничным образом вывезена из России. Кроме этого, будет постоянный отток валюты за приобретаемый «концентрат». Кто формирует на него цену? Если Вы подумали, что рынок, то это не совсем так! А если учесть ещё и тот факт, что стоимость основного компонента ввозимого «из вне» формирует себестоимость и, следовательно, налогооблагаемую базу, то вопрос о налогообложении предприятий, работающих подобным образом, не так прост, как может показаться на первый взгляд.

– В общем, «молодца» иностранный инвестор. Использует наши людские и водные ресурсы, нашу энергетику, продает продукт на внутреннем рынке, а прибыль конвертируется и вывозится и…все хлопают в ладошки, все довольны. Ура! Привлекли инвестиции в регион и хорошо-то как стало! Лепота!

– Насколько выгодно российской экономике, чтобы пришел «конкретный инвестор», производящий «конкретный продукт»? Может ли она противопоставить этому продукту альтернативный отечественный? Если да, то может быть имеет смысл государству функции инвестора–собственника и менеджера взять на себя? Или может быть поделиться этими функциями с частником, но своим (т.е. резидентом). В каком случае эффект экономический, социальный, экологический и политический будет наиболее максимальный? Вопросы эти как-то замалчиваются. А зря!

Исходя из сказанного, напрашивается вывод, что ИНТЕРЕСЫ И НУЖДЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ИНВЕСТОРОВ ДЛЯ ВЛАСТИ ГОРАЗДО БЛИЖЕ, ЧЕМ РОССИЙСКИХ, а так же, что… государство не видит себя в качестве инвестора и лучшее, что оно может себе позволить – это «хранить деньги» в иноземной валюте и сомнительных зарубежных «ценных бумагах», ИНВЕСТИРУЯ ПРИ ЭТОМ ЭКОНОМИКУ США И ЕВРОПЫ. Но подобные «инвестиции» весьма странны.

Получается парадоксальная ситуация: доход от бизнеса, создаваемого на российской территории, получает дядя Сэм, налоги – российское правительство, рабочие места – местное население (кому повезет). А что, собственно говоря, реально получает российская экономика? Рост производства? Возможно да, но при этом у России как не было, так и не будет появляться новых конкурентоспособных технологий, уровень же наукоемкой продукции будет оставаться мизерным.

ПРАВИЛЬНЫМ ЛИ ПУТЕМ ИДЕТ УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Мои оппоненты упрекают меня в предвзятости и за то, что я ссылаюсь на слова губернатора С.Морозова о предоставляемых льготах инвестору. Чтобы убедиться в своей правоте, предлагаю Вашему вниманию УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ СОЗДАЮТСЯ ЗАРУБЕЖНЫМ ИНВЕСТОРАМ. Пакет законов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории региона, разработал департамент инвестиций и внешних связей областного Министерства экономики и они приняты Законодательным Собранием области.

ЧТО ДАЕТ РЕГИОН ИНВЕСТОРУ

Как пояснил генеральный директор ОАО «Корпорации развития Ульяновской области» Дмитрий Рябов, основное нововведение к ранее существующим – СТАТУС “инвестора, реализовавшего инвестиционный проект в особых условиях”, то есть в период с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2012-го года.

Проектам, которые признаны приоритетными для региона гарантированы льготы по налогам на прибыль, на имущество инвесторов, по транспортному налогу, плюс серьезная АДМИНИСТРАТИВНАЯ поддержка на всех уровнях власти.

По словам Рябова, статус “Проект, реализованный в особых условиях” ДАЕТ ПРАВО на получение субсидий из областного бюджета – на возмещение части затрат, понесенных в ходе реализации проекта.Субсидируются затраты на выкуп в СОБСТВЕННОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, на подведение к границе этого участка сетей инженерной инфраструктуры, на плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

А сейчас ответьте сами себе на один вопрос: Кто из местных предпринимателей или бизнесменов удостоен таких привилегий в Ульяновске?

ПРОШУ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

Со слов Рябова, налоги с новых предприятий, которые поступят в бюджет области, на следующий год отдадут инвесторам на возмещение их затрат.

– Подобная мера стимулирования инвесторов еще нигде в России не применялась – говорит Дмитрий Рябов.

Так и хочется сказать Рябову: Такого беспредела и грабежа бюджета, а не стимулирования инвесторов, нет не только в России, но и во всем мире!

Какой-то футбол получается, но эта игра в одни ворота: налоги от инвестора идут в бюджет, из бюджета они идут обратно инвестору. Землю продали инвестору в собственность, деньги поступили в бюджет, их отфутболили назад инвестору, так как он имеет особый статус.

ДАВАЙТЕ УТОЧНИМ, КАКИЕ НАЛОГИ ПОСТУПЯТ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ОТ ИНВЕСТОРА

1) – В региональный бюджет будет поступать один единственный налог – НДФЛ (Налог на доходы физических лиц), то есть удержанные налоги из зарплаты работников предприятия (ранее он назывался подоходным налогом), которые, поступив в бюджет области должны работать на развитие социальной сферы, но они возвращаются обратно, только уже ИНВЕСТОРУ на возмещение его расходов! Таким образом, наши рабочие и сотрудники данного завода за свои деньги будут содержать инвестора и компенсировать его затраты, являясь ИНВЕСТОРАМИ ИНВЕСТОРА.

2) – Зарубежный инвестор, благодаря особому статусу, получает какие только возможны экономические преференции: освободится от таможенных пошлин и платежей, захватит рынок сбыта для своей продукции, выдавив с него российских конкурентов-производителей, заимеет дешевую рабочую силу, за счет области выкупит для себя земли, за счет регионального бюджета подведет коммуникации и дороги, подключится к инженерным сетям и, начав работать, по международному праву будет прав, объявив занимаемую территорию ТЕРРИТОРИЕЙ ДАНИИ!

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ ВЫСКАЗЫВАНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ЭКОНОМИКЕ

– Мы течение двух лет выбирали площадку для реализации этого проекта. В частности рассматривали Татарстан. Но Ульяновская область предложила нам наиболее выгодные условия», — заявил журналистам финансовый директор компании Ким Юрге Андерсен.

– Мы ставим перед собой задачу достичь в 2011 году темпов роста инвестиций в основной капитал не менее 105% к уровню прошлого года», — приветствовал приход нового инвестора губернатор области Сергей Морозов.

– Инвестиционный меморандум на 2011 год утвердило Правительство области. В планах – рост инвестиций не менее, чем на 5 процентов по сравнению с прошлым годом.

Вот и получается почти по Касьянову: – «Миша два Процента». Для нас важнее 105% инвестиций к уровню прошлого года и рейтинг привлекательности, для Hempel – увеличение производства продуктовой линейки в России в шесть раз! За счет кого? Финансовый директор компании Ким Юрге Андерсен умалчивает, а Морозов с Рябовым считают только проценты к уровню прошлого года, и, видимо, не хотят знать, что ИНВЕСТОР финансирует строительство завода для себя,а жители региона, как и экономика области от этих инвестиций в светлом будущем не получат ни копейки!

P.S.

КАКУЮ ВЫГОДУ ПОЛУЧАЕТ РЕГИОН ОТ УЖЕ РАБОТАЮЩИХ ИНВЕСТОРОВ

Читайте подробно:

– «Как летают на петушиных крыльях» ( ссылка)

– О Чешской инвестиции в Ульяновскую область: «О потерянных технологиях, чешской нанобутылке и ССК» ( ссылка)

– «Новая деревня» – приоритетная программа для капиталовложений или очередная афера? ( ссылка)