Михаил Белый

Ульяновцы протестуют против намерения городских властей ликвидировать трамвай как вид общественного транспорта: горожане пытались прорваться в здание облправительства для того, чтобы передать свои требования главе региона, но были остановлены ОМОНом.

Пикет против ликвидации в городе трамваев едва не перерос в потасовку.

Скандал разгорелся после того, как официальные лица вслух заговорили о необходимости демонтировать рельсы в центральной части Ульяновска.

Председатель городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Константин Иваненко публично заявил, что демонтаж трамвайных путей необходим в рамках борьбы с дорожными заторами. По его словам, на месте рельсов положат асфальт, тем самым расширив проезжую часть сразу на нескольких улицах.

“Это также позволит сберечь исторические объекты музея-заповедника им. В.И. Ленина от разрушения за счет вибрационного воздействия трамваев”, – пояснил чиновник.

Большинство депутатов городского парламента поддержало предложение о ликвидации трамвая в Ульяновске. Эксперты сомневаются в целесообразности отказа от трамвая.

Акции протеста

На главной площади Ульяновска собралось, по разным оценкам, от 500 до 700 человек.

Люди – преимущественно студенты и пенсионеры – требовали не демонтировать рельсы в центральной части города, утверждая, что ликвидация этого вида транспорта ощутимо ударит в первую очередь по малообеспеченным слоям населения.

Собравшиеся требовали встречи с руководством города и области. Однако к пикетчикам из представителей администрации никто не вышел.

После этого протестующие попытались войти в здание регионального правительства – чтобы лично передать свои требования губернатору Сергею Морозову. Однако на место прибыл ОМОН, который не позволил людям проникнуть в здание.

Горожане пообещали повторение протестных акций. В частности, в ближайшие дни к зданию областного правительства намерены выйти экологи.

Китайские автобусы вместо трамваев

Трамвай в Ульяновске – основной вид общественного транспорта, наряду с маршрутными такси.

Трамваи доставляют пассажиров к десяткам социальных, медицинских и бытовых объектов – к больнице автозавода, онкологическому диспансеру, областной клинической больнице, детской поликлинике, госпиталю ветеранов войн, детской многопрофильной больнице, больнице скорой медицинской помощи.

Кроме того, ликвидация трамваев грозит оставить без доступного транспорта два университета, сельскохозяйственную академию, а также целый ряд школ.

Председатель городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Константин Иваненко заявил о необходимости открыть два автобусных маршрута. Причем на каждом запустить 15-20 автобусов средней вместимости и 30 автобусов особо малой и малой вместимости.

В общей сложности речь идет о закупке 90-100 новых автобусов.

Городские власти не скрывают, что намерены приобрести китайские автобусы Baw Street, производство которых было налажено ульяновским холдингом АМС-групп.

В конце февраля на церемонии запуска конвейера мэр Ульяновска Александр Пинков заявил журналистам о намерении властей приобрести 40 автобусов Baw Street для эксплуатации на пассажирских маршрутах города.

По словам градоначальника, первый автобус Baw должен появиться на ульяновских улицах в середине мая.

Первый заместитель главы города Александр Елюкин, беседуя с местными журналистами, уточнял, что “мы, возможно, закупим около 100-200 единиц техники”.

Елюкин до того, как занять пост заместителя мэра, был совладельцем АМС-групп.

Вопросы без ответов

Большинство депутатов городского парламента уже поддержало предложение мэрии Ульяновска демонтировать рельсы в городе.

Против этого решения – парламентарий Геннадий Антонцев.

“Никаких аргументов в пользу автобусов я не услышал. Вопрос просто не проработан, – заявил bbcrussian.com Антонцев. – Поэтому и возникают подозрения, возникновению которых способствуют сами же чиновники”.

По его словам, городу необходим транспорт, способный перевозить больше людей в единицу времени.

“Лучше трамвая пока никто ничего не придумал. К тому же, к нашествию автобусов не готова инфраструктура: у нас нет ни заездных карманов, площадок отстоя и мест, где можно спокойно развернуться”, – отметил депутат.

Его коллега Григорий Каленов говорит, что не получил ответы на заданные вопросы.

“Первый вопрос касается экологии – как влияет выхлоп дизельного топлива на окружающую среду? Чиновники мне не ответили. Второй вопрос связан со стоимостью проезда. В трамвае затраты предприятия на одного пассажира составляют 17 рублей 90 копеек. 10 рублей – это плата за проезд, которую вносит пассажир, а 7 рублей 90 копеек – дотации из бюджета. А какие дотации потребуются при перевозе людей на автобусах? Ответа также не последовало”, – рассказал bbcrussian.com депутат.

Стоимость автобуса Baw Street в базовой комплектации составляет 1 245 000 рублей. В максимальной комплектации – 1 390 000 рублей.

Таким образом закупка 40 автобусов обойдется бюджету как минимум почти в 50 млн рублей, а 100 автобусов – в 124,5 млн руб.

“Нагнетаются страсти”

Мэр Ульяновска Александр Пинков заявил, что “сейчас вновь упорно нагнетаются страсти”, отметив, что “тему трамвайного движения обсуждают кто во что горазд”.

Руководитель аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков пояснил bbcrussian.com, что “отсутствует статистика эксплуатации китайской техники на протяжении 5-10 лет”.

“К сожалению, нет долговременного опыта ее использования, однако есть понимание того, что китайская техника вроде бы менее долговечная, чем европейская”, – подчеркнул эксперт.

“Не стоит забывать об экологической составляющей проблемы. В этом трамваю просто нет равных. Поэтому я не стал бы делать столь поспешных движений”, – заявил Русской службе Би-би-си президент Российской Академии профессионального транспортного образования Владимир Чуков.

“Ликвидировать трамвай – это нецелесообразное решение. Что касается закупки китайских автобусов, то они, конечно, дешевле, чем многие аналоги. Власти поступают не в интересах населения, а в чисто коммерческих”, – заявил bbcrussian.com академик Российской академии транспорта, доктор экономических наук Олег Дунаев.