В среду в городе прошел рейд по контролю работы общественного транспорта на остановке Пушкаревское кольцо. Специалисты выявили ряд нарушений, а также рассказали о том, как пренебрегают нашей безопасностью перевозчики и водители.

Очередной рейд сотрудников ГИБДД, УГАДН, специалистов регионального министерства промышленности и транспорта, проведенный в Ульяновске, не только наводит на грустные мысли, но и заставляет еще раз всерьез задуматься о поисках альтернативы маршруткам.

Однако радужных перспектив здесь пока не намечается. Так, на сегодняшний день в сфере пассажирских автомобильных перевозок региона из 4030 автотранспортных средств 55 процентов приходится на категорию М2 (автобусы ГАЗель, Форд, Пежо, Ивеко), в то время как на остальные (ПАЗ, Богдан, ЛАЗ, ЛиАЗ) – лишь 45 процентов. Закупаемые автобусы и обещания властей переломить ситуацию погоды не делают, а безопасность пассажиров по-прежнему находится на довольно низком уровне. В ходе рейда практически в каждой остановленной сотрудником ГИБДД газели были выявлены те или иные нарушения.

О наиболее распространенных из них рассказал участник рейда старший инспектор по пропаганде отдела ГИБДД УВД по Ульяновску Валерий Слепченко:

– Самые распространенные нарушения связаны с неправильной остановкой транспортного средства, что, в свою очередь, создает препятствия для движения других транспортных средств и небезопасно для пассажиров. Также очень часто в маршрутках устанавливается газобаллонное оборудование без специального разрешения Госавтоинспекции, а также дополнительные сиденья или осуществляется их самовольная переустановка в салоне. Для этого нужно соответствующее разрешение и это должны делать соответствующие инстанции.

Валерий Слепченко рассказал, что подобные рейды проводятся регулярно и не от хорошей жизни: «К сожалению, у нас часто совершаются ДТП, и виновниками во многих из них являются водители маршрутного транспорта». Безопасность же, по его мнению, во многом зависит именно от дисциплины водителя: «Какая дисциплина, такая будет и перевозка. Водитель должен быть хорошо подготовлен, проинструктирован и выпущен на линию только после медицинской проверки и осмотра транспортного средства механиком».

У каждого водителя, работающего на маршруте, должен быть путевой лист, схема движения с указанием опасных участков и расписание движения на маршруте со временем и контрольными точками. Должна быть отметка механика о состоянии транспортного средства и медика – о состоянии здоровья водителя. Без этого водитель и транспортное средство на маршрут не должны выходить.

И, если с этими документами в ходе рейда у многих было все в порядке, то другие нарушения, связанные с внешним видом салона, установкой газобаллонного оборудования, переустановкой сидений – не редкость.

– Газобаллонного оборудования не должно быть в салоне, так как не допускается контакта с топливной системой в салоне, – говорит Валерий Слепченко. – Также в ходе рейда на одном из маршрутов был выявлен индивидуальный предприниматель без соответствующего договора. В отношении нарушителя будет возбуждено дело об административном правонарушении за работу без разрешительной документации.

В ходе рейда также проверялись на прочность ремни безопасности, оформление салона. Однако по-прежнему многое остается на совести водителей. Это касается тонировки, вежливости водителя, чистоты и много другого. Как рассказал начальник отдела автомобильного транспорта и безопасности перевозок областного министерства промышленности и транспорта Павел Данилин, пассажир идет в тот транспорт, где чище и «культурнее»: «Хорошо работаешь – к тебе идут пассажиры. Это такой же бизнес как любой другой. Одна из составляющих месячника – это как раз достижение качества и культуры обслуживания пассажиров, качества предоставления самой услуги, в том числе и транспортной безопасности, соблюдения правил дорожного движения, внешнего вида транспортных средств, соблюдения расписания движения на всех маршрутах».

Также Павел Данилин отметил, что в скором времени всех перевозчиков обяжут оснащать транспорт спутниковой системой. Что касается санкций, которые будут применять к нарушителям, то, по его словам, в настоящее время на федеральном уровне санкции не определены: «Но мы в рамках нашего законодательства установили, что при проходе перевозчиком конкурсного отбора и при подаче заявок на конкурс обязательным условием является оснащение транспортных средств спутниковой системой. В противном случае перевозчик не допускается к работе на маршруте».

Также в рамках контроля за пассажирскими перевозками проводится акция «Чистый автобус», в ходе которой проходят проверки внутреннего и внешнего состояния автобусов, отправляющихся с Центрального автовокзала: соблюдение санитарных правил и норм, наличие ремней безопасности, оснащение транспорта аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС.

В настоящее время на базе объединения автовокзалов действует единая диспетчерская служба, которая охватывает все пригородные и внутриобластные маршруты, в том числе и работу «школьных» автобусов. Навигационным оборудованием в Ульяновской области оснащены 834 автобуса: 297 автобусов, работающих на пригородных и междугородных маршрутах, 310 автобусов – на городских маршрутах, 227 «школьных» автобусов

Старший диспетчер Центральной диспетчерской службы пассажирских перевозок ульяновского автовокзала отметила, что система позволяет отслеживать местонахождение автобуса, его движение по маршруту: «Через компьютер с картой мы следим за движением автобусов, правильно ли они проезжают КП, останавливаются ли на остановках, вовремя ли, с какой скоростью ездят. Если водители нарушают скоростной режим, они выбиваются из графика и, например, на остановки приезжают с отклонением от графика от 15 до 30-ти минут, когда там еще нет людей. Это лишь один пример».

Ну а чувствуют ли пассажиры заботу властей? Чувствуют ли они себя в безопасности, находясь в маршрутке? И дожидаются ли маршрутку или автобус нужного номера или в итоге добираются до работы/учебы с пересадками и бесконечными экскурсиями по городу? После небольшого опроса пассажиров выяснилось, что большинство из них не только не довольны качеством пассажирских перевозок в городе, но просто уже не верят в то, что будут изменения к лучшему: «Ждать по полчаса нужную маршрутку, брать ее штурмом и трястись всю дорогу с неопытным или безответственным водителем – сомнительное удовольствие!», «Однажды прямо на дороге у газели что-то отвалилось, но водитель просто махнул рукой и поехал дальше!!! Просто страшно», «Автобус реально дождаться только в час пик, в остальное время единственный выход – маршрутка. Уже несколько лет одна и та же проблема и разговоры вокруг да около – а реальных дел нет и, видимо, уже не будет».

Для справки

Месячник по укреплению дисциплины при осуществлении пассажирских перевозок проводится с 1 мая по 1 июня в Ульяновской области специалистами регионального министерства промышленности и транспорта совместно с сотрудниками ГИБДД, УГАДН, а также администрациями муниципальных образований области.

С целью повышения качества и безопасности транспортного обслуживания жителей региона разработаны мероприятия, направленные на повышение качества дорожно-транспортной дисциплины. В ходе месячника проводятся рейды по контролю работы общественного транспорта. Особое внимание уделяется экипировке транспортных средств: ремни безопасности, система спутниковой навигации, а также состояние и оснащение производственных баз перевозчиков.